Авторизация
 
  • 10:12 – Шустер Лайф последний выпуск 09.12.2016 смотреть онлайн 
  • 10:12 – Танцюють всі-9: смотреть 15 выпуск онлайн (эфир от 09.12.2016) 
  • 10:12 – Битва экстрасенсов 17 сезон 15 выпуск (10.12.2016) смотреть онлайн 
  • 10:12 – Танцы 3 сезон 20 выпуск 10/12/2016 ТНТ смотреть онлайн 

Как удалось предотвратить катастрофу Ту-104 в 1973 году

162.158.78.106

Как удалось предотвратить катастрофу Ту-104 в 1973 году

23 апреля 1973 года в Ленинграде при попытке угона самолета Ту-104Б компании «Аэрофлот» произошел взрыв, в результате которого погибли два человека — сам террорист и бортмеханик Викентий Грязнов, пытавшийся отвлечь преступника. Других жертв удалось избежать.

ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ СОБЫТИЯ

Днем 23 апреля самолет Ту-104Б с бортовым номером 42505 готовился вылететь из ленинградского аэропорта Пулково в Москву. В 70-е годы между Ленинградом и Москвой «Аэрофлот» обычно выполнял два рейса в день, экипаж Ту-104 уже успел слетать в столицу ранним утром. Теперь предстояло выполнить еще один рейс.

Перед посадкой в самолет производилась проверка паспортов пассажиров, никто из них не вызвал подозрения у милиционеров. Личные вещи в те годы тщательно не досматривали. По воспоминаниям Лидии Ереминой, работавшей стюардессой на том рейсе, пассажиров было всего 51, поэтому их решили посадить во второй и третий салоны, первый оставив пустым. Стюардесса по какой-то причине сразу обратила внимание на мужчину средних лет с черным портфелем, которого она посадила на 13-й ряд. В 14:25 самолет вылетел из Пулково и взял курс на Москву.

ЗАХВАТ

Как только самолет набрал высоту, к Лидии Ереминой подошел тот самый пассажир с просьбой пересадить его в первый салон. Стюардесса посадила его на третий ряд, однако через пять минут он вновь обратился к девушке, достал из портфеля конверт с надписью «Командиру экипажа. На чтение пять минут» и попросил передать его пилотам. В конверте на четырех плотно исписанных листах находилось послание с главным требованием направить самолет в Стокгольм. Командир Ту-104 Вячеслав Янченко сразу отправил сигнал бедствия в Пулково, однако решение, выполнять требования террориста или нет, ему пришлось принимать самостоятельно: в те годы четких инструкций, как действовать в подобной ситуации, просто не существовало. Однако после попытки угона самолета Ан-24 в Турцию 15 октября 1970 года пилотам стали выдавать оружие. Бортмеханик Викентий Грязнов, взяв пистолет, отправился на переговоры с террористом. Воспользоваться пистолетом бортмеханик не смог: террорист закрепил на своем теле взрывное устройство «обратного действия», которое срабатывало при отпускании кнопки. Стало ясно, что обезвредить его не удастся. Террорист, повторяя свое требование лететь в Швецию, постоянно стремился прорваться в кабину пилотов. Грязнов пытался его успокаивать: встав на пути у преступника, бортмеханик убедительно повторял, что самолет взял курс на Стокгольм. Тем временем самолет уже возвращался в Ленинград.

ПОСАДКА

Командир самолета понимал, что действия террориста совершенно непредсказуемы, в то же время он не знал, удалось ли Грязнову уговорить того сдаться. Чтобы преступник не догадался, что самолет вернулся в Пулково, Янченко принял решение выпустить шасси на минимально возможной высоте. Услышав звук выдвигающихся шасси и увидев в иллюминаторы приближающийся аэродром, террорист сразу привел взрывное устройство в действие. Взрыв прогремел на высоте 150 метров. Взрывной волной выбило переднюю дверь и кусок обшивки, кроме того, просел и деформировался пол, что повредило систему управления рулями. Рулевые тяги заклинило, и самолет стал опускать нос. Лишь на расстоянии 50 метров от земли пилотам удалось выровнять самолет. При посадке переднюю стойку шасси заклинило, она сложилась, и самолет скользил носом по бетону взлетно-посадочной полосы. Янченко принял решение свернуть с полосы на грунтовую полосу безопасности, только тогда самолет остановился. С момента взлета прошло ровно 40 минут.

РЕАКЦИЯ ПАССАЖИРОВ

После посадки пассажиры в панике вскочили и ринулись в хвост, к заднему запасному выходу. Однако стюардессы вовремя отреагировали и отправили людей к передней двери, так как хвост наклонившегося вниз самолета значительно поднялся над бетонной полосой и прыгать пришлось бы с высоты 7 метров. К этому моменту пожар, возникший в передней части самолета, был потушен, и пассажиры смогли спокойно покинуть самолет, после чего их отправили в Москву на поезде. По прибытии на Ленинградский вокзал они все вместе сфотографировались на память.

ПОСЛЕДСТВИЯ ВЗРЫВА

Когда пассажиры покинули самолет, стало ясно, что вместе с террористом погиб и Викентий Грязнов. Уговаривая террориста, он закрыл своим телом вход в кабину пилотов и в последний момент, вероятнее всего, попытался зажать палец террориста на кнопке взрывного устройства. Благодаря его действиям самолету удалось снизиться на минимальную высоту, а взрыв получилось направить в наиболее безопасную сторону и избежать катастрофы. Спасенные ценой его жизни пассажиры первыми обратились с просьбой наградить Грязнова и отметить героические действия экипажа. 6 июня 1973 года вышел закрытый указ о награждении экипажа Ту-104. Викентий Грязнов получил звание Героя Советского Союза посмертно. Также высшей награды был удостоен командир корабля Вячеслав Янченко. Остальные члены экипажа были награждены орденами. В газетах события не освещались.


Ирина Белозуб Источник: smartnews.ru


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter