Авторизация
 
  • 18:57 – Время покажет выпуск 09/12/2016 Первый Канал смотреть онлайн 
  • 18:57 – Битва экстрасенсов 10 декабря 2016: кто не смог найти обезьянку 
  • 18:57 – Биатлон мужской спринт 9 декабря 2016 (9.12.2016) прямая трансляция смотреть онлайн 
  • 18:56 – 60 минут последний выпуск (09 12 2016) смотреть онлайн 

В чём причина стихийного бедствия в Дарьяльском ущелье Грузии

162.158.78.238

По информации Министерства по охране окружающей среды и природных ресурсов Грузии, 17 мая 2014 года в 9 часов 30 минут в Дарьяльском ущелье, на участке соединения рек Терек и Амали-Девдорак имело место прохождение сели катастрофического масштаба, в результате чего оказалось перекрыто русло реки Терек и участок Военно-Грузинской дороги.

Помимо того, что погибли люди и пропали несколько человек, также был поврежден участок дороги, связывающей Грузию с Россией, и газопровод Север-Юг, по которому российский газ поставляется в Армению.

Российская инициатива

В первый же день трагедии о своей готовности предоставить техническую помощь заявила российская сторона. Более того, Министерство по чрезвычайным ситуациям РФ направило грузинским коллегам 18 тонн дизеля для работающей в Дарьяльском ущелье техники. Хотя, как оказалось, необходимости в дополнительной технике со стороны российского МЧС не было, т.к., по словам министра инфраструктуры Грузии Элгуджи Хокришвили, в скором времени в ущелье подтянулась тяжелая техника.

Премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили поблагодарил российскую сторону за предложение оказать помощь в ликвидации последствий схода ледника в Дарьяльском ущелье (Казбегский район). «В сложной ситуации, сложившейся в Дарьяльском ущелье в результате стихии, российская сторона оперативно выразила готовность оказать помощь техникой и другой экипировкой», - заявил Грузинский премьер.

Военно-Грузинская дорога будет закрыта

Как 22 мая текущего года сообщили из КПП «Верхний Ларс», Военно-Грузинская дорога, связывающая Россию со странами Закавказья, будет закрыта после схода селя еще примерно полтора месяца, т.к. в настоящее время в Дарьяльском ущелье ведутся работы по расчистке оползневого завала, который составляет порядка миллиона кубометров.

При этом, по данным Министерства по охране окружающей среды и природных ресурсов Грузии, «объем сошедшей массы, к которому в транзитной зоне до присоединения к реке Терек добавилась существующая там ледниковая масса и материал гравитационного генезиса, ориентировочно составляет 5 млн кубических метров.

Информация Минрегионразвития Грузии

По информации Министерства регионального развития и инфраструктуры Грузии, стихийное бедствие в Дарьяльском ущелье вызвано интенсивным движением слоев Девдоракского ледника, расположенного на северо-восточном склоне Казбеги.

Что касается связи строящейся в Дарьяльском ущелье ГЭС с произошедшей экологической катастрофой, как пояснили в ведомстве, по оценке специалистов, эти две зоны геологически являются совершенно различными.

«Место строительства ГЭС находится в 4-х км от зоны стихии, и произошедшая катастрофа никак не связана с этим строительством», - пояснили в Министерстве регионального развития и инфраструктуры Грузии.

По оценке НПО «Зеленой альтернативы»

В 4-х км от зоны стихийного бедствия идёт строительство ГЭС. Как и следовало ожидать, многие эту катастрофу сразу же связали именно с этим фактом. Хотя, по утверждению проправительственно настроенных специалистов, строительство ГЭС никак не было связанно с катастрофой. Однако с этим не согласна НПО по охране окружающей среды «Зеленая альтернатива», которая связывает произошедшее 17 мая в Дарьяльском ущелье стихийное бедствие именно со строительством ГЭС, осуществляющимся в регионе.

Например, по словам представителя этой организации Ираклия Мачарашвили, правительство страны проявило халатность, не проведя полноценный геологический анализ местности:

«Деривационный канал ДарьялГЭС расположен у устья реки Девдораки. А ледник Девдораки, где берет начало река, является одним из самых опасных в регионе. Похожая катастрофа произошла в 1832 году. В таком опасном месте не следовало располагать станцию. Министерство охраны окружающей среды проигнорировало наши предупреждения, а строительная компания утверждала, что они просчитали все риски», - убеждён Ираклий Мачарашвили. Разумеется, это и подобные другие заявления представителей НПО, правительство Грузии тут же назвало безответственными.

В свою очередь и «Зелёная альтернатива» тоже распространила ответное заявление:

«Такими заявлениями они (члены правительства, - прим. авт.) пытаются замять целый ряд безответственных и, возможно, коррупционных решений, принятых в процессе утверждения и осуществления этих проектов. В процессе выдачи разрешений на строительство ДарьялГЭС и ЛарсиГЭС и заключений экологической экспертизы было проявлено пренебрежение к вопросам окружающей среды», - заявляют в НПО «Зелёная Альтернатива». По их мнению, это стихийное бедствие является ярким примером того, к каким плачевным результатам могут привести неполноценная оценка воздействия на среду и безответственные решения властей.

Комментарий эксперта

С чем была связана катастрофа, и существуют ли опасения повторного схода лавины, КАВПОЛИТУ рассказала эксперт, бывший министр охраны окружающей среды, сопредседатель движения Зелёных Грузии Нино Чхобадзе.

По словам эксперта, этот сход селевого потока очень похож на тот, что произошёл в 1832 году. После того столь серьёзной проблемы у нас не было. Конечно, были случаи, что дорога перекрывалась, но, чтобы образовалось озеро, такого не было. Хотя, что спровоцировало этот сход, строительство ГЭС или что-то другое, никто не знает.

Появилось подозрение, что это тектонические сдвиги. Так что тут все факты должны быть изучены детально.

«Опасения, которые характерны для Дарьяльского ущелья - сход завалов и т.д. были одним из серьезных аргументов того, что перед распадом СССР отказались от строительства транскавказской железнодорожной магистрали. Тогда геологи утверждали, что строить такую огромную железную дорогу нельзя. Одним из основных их аргументов была неустойчивость экосистемы.

Что же касается ДарьялГЭС, то там строительство уже начато. Более того, оно почти что шло уже к завершению. Не знаю, на сколько у них затянется это строительство. Дело в том, что там ещё есть опасения завалов. Сходы там могут произойти ещё. Причину тут следует очень серьёзно изучить. Кавказские горы очень молодые, и процесс их формирования ещё идёт. Какие будут последствия, мы до конца не знаем.

Поэтому грузинским энергетикам в первую очередь я бы посоветовала принять закон об энергоэффективности. Потому что при помощи энергоэффективности они получили бы гораздо больше экономии энергии. Тем более что, когда весь мир на это переходит, мы не должны отставать. Иначе мы окажемся страной, которая будет музеем того, как нельзя строить», - заявила она КАВПОЛИТУ.


Фридон Дочия Источник: kavpolit.com


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter