Авторизация
 
  • 01:41 – Самолет потерпел крушение в Пакистане: список погибших, первые фото, причины и подробности 
  • 01:41 – Осколки счастья: смотреть 173-174 серию онлайн 
  • 01:41 – Вести в 20:00 последний выпуск 07 12 2016 смотреть онлайн 
  • 01:41 – Вечерний Ургант. Наташа Королева и Pet Shop Boys (07.12.2016) смотреть онлайн 

Туроператоры — РБК: «Собрать деньги легче, чем организовать бизнес»

162.158.78.175

Туроператоры — РБК: «Собрать деньги легче, чем организовать бизнес» Фото: РИА Новости

Премьер-министр Дмитрий Медведев сравнил туроператоров с финансовыми пирамидами первой половины 1990-х. «Не надо строить пирамиды, не надо жить сегодня за счет будущих продаж», — поддержал глава Минкультуры (курирует Ростуризм) Владимир Мединский. Министерство анонсировало реформу выездного туризма: в частности, она подразумевает увеличение отраслевых «налогов» — отчислений в фонд «Турпомощь» и финансовых гарантий. РБК обсудил ситуацию с топ-менеджерами оставшихся на плаву компаний.

1. Ивор Вукелик, директор по маркетингу и продажам TUI Russia (3-е место в списке крупнейших туроператоров, выручка в 2013 году — 1006,4 млн руб.)

О себе и рынке: В туризме еще до кризиса образовалось две фундаментальные проблемы. Первая касается работы туроператоров, которые доминируют на рынке выездного туризма в стране. Среди операторов уже много лет царит переизбыток: их слишком много, слишком много чартерной авиаперевозки, что никак не коррелирует с реальными объемами турпотока. До настоящего момента с этим удавалось жить, потому что рынок показывал значительный рост с каждым годом.

Сейчас же ситуация на рынке такая: есть ряд операторов, которые работают не на прибыли, а на обороте — их цель продать кресла в самолете, продать отели «на гарантии» и получить деньги в оборот для финансирования своей операционной деятельности. Для этого они жестко демпингуют, и этому тренду вынуждены следовать все игроки, даже те, у которых изначально был правильный подход к бизнесу. В итоге в туризме ключевым критерием принятия решения о покупке является цена, а не сам турпродукт. Эта стратегия провальна.

Вторая проблема касается посредников — турагентств — их также на рынке переизбыток. Среди них нет вообще никакого регулирования — ни лицензий, ни сертификаций, ни фингарантий, никакого контроля качества. Любой человек с улицы может открыть турагентство и начать брать с людей деньги за туры. Некоторые агентства открывают по 10 юрлиц, что явно говорит о серых схемах.

Что делать: То, что происходит сейчас на рынке, — это не крах отрасли. Наоборот, это закономерная эволюция рынка. Тот ее этап, который можно назвать консолидацией. В итоге крупные туроператоры с большим пулом направлений выживут, поскольку имеют поле для маневра: свои отели, свои чартеры. К примеру, мы можем снять один рейс в неделю в Европу и поставить этот борт в Турцию.

Конечно, мы можем сказать, что кризис в российской экономике и санкции со стороны ЕС пошатнули и без того проблемную туристическую отрасль. Все началось еще в феврале, когда евро сильно подорожал. Выросла стоимость денег, усложнилась ситуация с кредитованием бизнеса банками, выросли процентные ставки, спрос на Европу со стороны туристов упал, доход туроператоров упал, глубина бронирования снизилась. И те туроператоры, которые специализировались на европейских странах, в итоге сильно пострадали. Крупные операторы, такие как TUI, перераспределили свои объемы в сторону долларовых направлений — Турции, Египта и др.

Я согласен с тем, что на рынке операторов нужно больше регулирования. Проще говоря, необходимо больше критериев для получения лицензии операторами, помимо фингарантий, которые безусловно важны. Пример: почему получить лицензию авиакомпании невероятно сложно, а получить лицензию туроператора может любой желающий?

2. Екатерина Айзерман, заместитель генерального директора «Солвекс-Трэвел» (5-е место в списке крупнейших туроператоров, выручка в 2013 году — 685,7 млн руб.)

О себе и рынке: Мы не знаем всех причин сложившейся ситуации, но удивило решение «Оренбургских авиалиний», поставившее под удар деятельность и репутацию не только своих должников, но и добросовестных операторов, полностью выполнивших свои финансовые обязательства. Из-за отмены рейсов этой компании у нас в выходные ситуация была сложная, близкая к критической, но нам удалось всю полетную программу сохранить. Все наши туристы на данный момент улетают и возвращаются в срок, живут именно в тех отелях, которые были заранее оговорены.

Чтобы снизить панические настроения, мы открыли специальный раздел на сайте, где публикуем письма наших российских и зарубежный партнеров с подтверждением того, что мы выполняем все свои обязательства перед ними, и туристам, запланировавшим свой отдых с нашим оператором, ничего не угрожает. Нам кажется, это убедительнее наших собственных уверений о том, что все в порядке.

Что делать: Очевидно, что Ростуризм должен выступить с инициативой широкого обсуждения сложившейся ситуации с участием как туроператоров, так и турагентов. Необходимо устроить конструктивный диалог и всем вместе решить, как нам жить дальше.

Этот вопрос министру Мединскому нужно было решать не сейчас. Эксперты предупреждали, что закон (имеются в виду поправки в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» от 2012 г. — РБК) несовершенен, но их мнение тогда было проигнорировано. Жаль, что правота тех экспертов в итоге была доказана ценой страданий туристов. Но мы надеемся, что недоработки в итоге будут исправлены.

3. Евгений Косинков, коммерческий директор «Южный Крест Трэвел» (6-е место в списке крупнейших туроператоров, выручка в 2013 году — 592,2 млн руб.)

О себе и рынке: Ситуация на туристическом рынке отразилась на всех — началась паника среди туристов и туроператоров. У нас сейчас перегружены операторы call-центра — люди звонят, озабоченные судьбой будущих туров. Но конкретно наша компания не сильно пересекалась с игроками, которые пострадали, поэтому все взятые обязательства мы сейчас выполняем. Кроме того, сезон уже подходит к концу, практически все туры уже проданы. Возможно, мы могли бы даже увеличить свои продажи сейчас, но не собираемся добавлять дополнительные рейсы. Предпочитаем не рисковать.

Что делать: У нас, как и у многих крупных операторов, есть предложения по целому комплексу мер, которые помогли бы навести порядок в отрасли. Сейчас честным и открытым компаниям, которые занимаются своими прямыми обязанностями — организуют отдых для туристов — нелегко, им, по большому счету, приходится конкурировать не с другими туристическими компаниями, а с финансовыми организациями, которые занимаются привлечением средств под брендом туристического бизнеса. Естественно, собрать деньги гораздо легче, чем организовать качественный и социально ответственный туристический бизнес. Таких игроков не должно быть на рынке. Мы надеемся, что после этого скандала будут приняты меры, которые позволят нам зарабатывать, оказывая качественные услуги на честном конкурентном рынке.

Мы, в общем, не против увеличения сумм страхования нашей ответственности. Сейчас наше страховое обеспечение в компании РЕСО составляет 130 млн руб. — эта сумма полностью покрывает нашу ответственность перед туристами, которые сейчас на отдыхе, а также перед теми, кто отправится отдыхать в ближайшие 2–3 недели.

Страховые компании неохотно занимаются этим направлением, возможно, государство должно обязать их предоставлять такие услуги туроператорам, регулировать тарифы.

Что касается фонда «Турпомощь» — по его собственной информации, в фонде накопилось достаточно денег, чтобы помочь тем, кто пострадал на сегодняшний день. Нам кажется, что сумму взноса увеличивать не обязательно — достаточно, если все операторы будут вовремя ее вносить. Кроме того, хотелось бы введения понижающих коэффициентов для добросовестных игроков, которые работают на рынке давно. Такие же понижающие коэффициенты хотелось бы увидеть и для страховых взносов — по аналогии с каско.

4. Алексей Курмачев, генеральный директор «Море Тревел» (8-е место в списке крупнейших туроператоров, выручка в 2013 году — 496,7 млн руб.)

О себе и рынке: Последние события не отражаются на потоке клиентов нашей компании. Безусловно, на общем количестве туристов негативно сказались и рост курса валют в начале года, и снижение платежеспособности туристов, и запрет на поездки сотрудникам силовых ведомств.

Тенденцию к снижению объемов продаж мы прогнозировали еще в декабре прошлого года — это было видно по раннему бронированию. Мы своевременно сделали корректировки наших блоков. За границей у нашей фирмы сейчас находится около 300–400 человек. Мы не выкупаем блоки мест в отелях, у нас надежные иностранные партнеры, с которыми мы работаем по факту поступления заявки от туристов. Авиаперелеты у нас строятся на регулярных рейсах, так что и перелеты мы оплачиваем по факту заявки. Мы не продаем туры в убыток или ниже себестоимости. Но в целом падение продаж в 2014 года году по сравнению с 2013-м в нашей компании может составить от 15 до 40% по разным направлениям. Размер финансовой гарантии, установленный компанией, — 60 млн руб.

Что делать: Самый лучший вариант для оздоровления российского туристического рынка — ввести обязательное страхование каждой турпутевки официально, вывести операторов из офшоров, бороться с демпингом. Ввести лицензирование не для операторов, а для агентств.

Демпинг — одна из самых болезненных проблем. Некоторые операторы позволяют себе регулярно продавать туры в два, а то и в пять раз ниже себестоимости. С демпингом бороться сложно — договоры туроператоров с авиаперевозчиками никто никому не показывает, в то время как на отели цены более или менее у всех одинаковые. Я думаю, еще несколько крупных операторов могут уйти с туристического рынка.

Негативно отношусь к предлагаемым Мединским поправкам. Почему мы должны платить за обанкротившиеся компании или замораживать сумму в качестве банковской гарантии? Нужно было вовремя проверять недобросовестных операторов и анализировать показатели их операционной деятельности. То, что у «Лабиринта» начнутся проблемы, было ясно около года назад. Мы уже в прошлом году запретили сотрудникам бронировать у данного оператора туры. Мы видели, что компания за последние два года нарастила объемы продаж более чем в два раза, а в сфере операторского туризма без мошенничества или колоссальных убытков это просто невозможно. Просто никто не проявляет внимания к подобным цифрам.

Или еще пример: компания в одном источнике заявляет, что официально за год отправила 400 тыс. туристов, при этом в другом источнике показывает годовой оборот 1 млрд руб. при фингарантии на 100 млн руб.. Дальше — математика: средний чек на одного туриста — это ни для кого не секрет — от 32 тыс. до 40 тыс руб. в зависимости от региона, получается, оборот не 1 млрд руб., а более 12 млрд руб.. Нестыковка очевидна. Никто ведь эту информацию не проверяет и не анализирует.

Думаю, в случае с операторами, объявившими себя банкротами в июле-августе, речь шла об умышленном банкротстве, так как ими была собрана максимально возможная сумма с туристов за высокий сезон.

Очевидно, с тем же «Лабиринтом» надо доводить дело до логического завершения — пусть это будет мера устрашения для других туроператоров, не говоря уже о том, что пострадавшие соотечественники должны получить компенсации.

5. Илья Уманский, генеральный директор «Алеана» (12-е место в списке крупнейших туроператоров, выручка в 2013 году — 351,8 млн руб.)

О себе и рынке: Наша компания специализируется исключительно на внутреннем туризме, так что приостановка работы крупных игроков на рынке международного туризма для нас означает лишь то, что у российского населения падает доверие к туроператорам как таковым.

Что касается рынка выездного туризма, то все его потрясения вполне логичны в условиях текущего его развития. Операторы работают в условиях крайне низкой маржинальности. На продаже билетов никто не зарабатывает — билеты продают туристам по себестоимости. Места в отелях операторы выкупают в среднем с дисконтом в 20%, комиссии турагентствам составляют 10–14%, так что чистая маржа туроператора — с учетом всех выплат, затрат на маркетинг и т. д. — не превышает 3–4%.

Такая игра на грани фола как-то позволяла существовать туроператором, но в этом году вмешались внешние факторы — в частности, падение курса рубля (осенью и летом продажи туров в страны Европы сильно «просели» в сравнении с объемами продаж в прошлом году) и то, что некоторые операторы лишились эксклюзивных долгих контрактов с силовиками.

На рынке внутреннего туризма столь высокой конкуренции нет. С присоединением Крыма около 95% всех наших продаж приходятся на внутренние туры, для которых нам было бы достаточно иметь фингарантию в 500 тыс. руб. Но так как есть несколько направлений выездного туризма — в страны бывшего СССР — для них требуется фингарантия не менее 30 млн руб. Но мы работаем с еще большим объемом фингарантии, чтобы чувствовать себя комфортно. Конечно, общая негативная ситуация на туристическом рынке скажется на наших продажах, но оценить «масштаб бедствия» можно будет только в конце сезона, в августе-сентябре: он будет зависеть от того, будут ли продолжать закрываться туроператоры и как будут соблюдать обязательства страховщики.

Что делать: Увеличивать объемы «Турпомощи», думаю, нет необходимости — пока средств хватает. Что касается требований к объемам фингарантий — это необходимо, если речь идет о том, что в зоне риска — самые крупные российские туроператоры. Но в любом случае регуляторам нужно уделить внимание проверке страховых компаний — важно, чтобы у туроператора не просто была страховка, но и уверенность в том, что его клиенты смогут получить деньги.

Туроператоры — РБК: «Собрать деньги легче, чем организовать бизнес»

Туроператоры — РБК: «Собрать деньги легче, чем организовать бизнес»


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter