Авторизация
 
  • 23:01 – 1 канал, «Голос», 5 сезон 14 выпуск: смотреть эфир от 2.12.2016 
  • 23:01 – Голос 5 сезон 14 выпуск от 02 12 2016 смотреть онлайн 
  • 23:01 – Уральские пельмени. Тесто под солнцем 02.12.2016 смотреть онлайн 
  • 23:01 – Голос 5 сезон 14 выпуск 02.12.2016 Первый Канал смотреть онлайн 

Потребители отказываются от больших пивных брендов в пользу локального продукта

162.158.78.242

Потребители отказываются от больших пивных брендов в пользу локального продукта Фото: МПК

Пока доминирующие на российском рынке транснациональные пивоваренные компании подсчитывают потери, понесенные в прошлом году, локальные пивовары наращивают свои объемы и совокупную долю рынка. Каждая пятая проданная в России бутылка пива разлита местными производителями — в 2013 году их продажи достигли 96 млрд руб.

Живое и растущее

«Прошлый год выдался для нас сложным, — рассказал РБК совладелец Московской пивоваренной компании (МПК; торговые марки «Жигули», «Хамовники» и др.) Евгений Кашпер. — Мы не удовлетворены тем, что наши объемы и выручка выросли всего на 15%». Слова совладельца крупнейшей независимой пивоварни России (доля рынка около 3%) звучат почти издевательски на фоне негатива, охватившего крупнейших игроков на рынке. По данным Росстата, производство пива в России в 2013 году сократилось на 8,5%, до 89 млн гкл, все четыре транснациональные пивоваренные компании, представленные на российском рынке, снизили свои объемы производства.

Лидерами падения стали Sun InBev (торговые марки «Клинское», Bud, «Сибирская корона»), потерявшая 13,6% своих объемов, и Efes («Старый мельник», Efes Pilsner), рухнувшая на 19,9% и закрывшая в наступившем году два своих завода в России. «Это произошло вследствие сильных изменений в сторону ужесточения в государственном регулировании отрасли», — рассказал РБК daily директор по корпоративным отношениям пивоваренной компании Sun InBev Андрей Ерин. Среди негативных факторов менеджер отметил запрет продажи пива в киосках, через которые до этого реализовывалось около трети объема, и рост акцизов. Вместе с тем, по словам Андрея Ерина, компания сознательно сменила стратегию развития, решив сделать упор на более маржинальные, но менее объемные продукты, что привело к потерям в объемах производства при сохранении параметров выручки.

Общие потери четырех крупнейших производителей пива в России в 2013 году составили более 800 млн л, их совокупная доля рынка снизилась на 1,7 п.п. (см. инфографику). Зато на падающем рынке локальные производители сумели нарастить совокупный объем производства на 40 млн л, продолжив поступательный тренд последних лет. По итогам года они заняли 18% российского рынка (еще 2,5% приходится на импорт) в натуральном и порядка 16% в денежном выражении. Исходя из оценки пивного рынка в 600 млрд руб. в год (такую сумму РБК daily назвали в двух крупных пивоваренных компаниях), объем рынка локального российского пива в прошлом году составил 96 млрд руб.

«Рост популярности независимых пивоварен — это общемировой тренд, — рассказал РБК daily директор отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. — Мы просто следуем ему: еще в 2007 году на долю международных компаний приходилось 92% российского рынка. Сегодня их теснят небольшие игроки, которые лучше знают своего потребителя, его вкусовые пристрастия, меньше тратят денег на маркетинг и больше заботятся о качестве».

Наличие такого глобального тренда подтверждает и Евгений Кашпер. «В США сейчас популярно то, что называется craft — это небольшие локальные сорта, среди которых много пива верхового брожения — элей, — рассказывает Кашпер, переехавший за океан еще в детском возрасте. — Мы видим, что российские потребители следуют этому тренду — продукция локальных пивоварен растет. Можно даже говорить о буме так называемого живого разливного пива в России. Под этим названием сегодня, конечно, продается все подряд, но это показательно: потребитель хочет чего-то натурального, нефильтрованного, непастеризованного, с малым сроком хранения».

Несмотря на текущий успех, независимым пивоварам вряд ли удастся существенно укрепить свои позиции в среднесрочной перспективе. Среди факторов, влияющих на перспективы роста, — ограниченность локальных рынков, на которых работают такие производители, и регуляторные риски, связанные с введением ЕГАИС для пивоваров, ограничением оборота пива в пластиковой таре и т.д. «Вкладывать в расширение производства нет смысла, — рассказала РБК daily гендиректор пивоваренного завода «Сыктывкарский» Ирина Май. — Мы недавно закупили линию по розливу пива в ПЭТ-упаковку, а на этой неделе узнали, что в Думу внесли законопроект об ограничении объема оборота пива до 1,5 л в таких бутылках. Завтра пластиковые бутылки вообще запретят, и все наши инвестиции окажутся пущенными на ветер».

Ирина Май, чье предприятие в прошлом году увеличило выпуск на 7,5%, говорит, что при ужесточения регулирования пивовары, особенно небольшие, чувствуют себя очень уязвимыми. Гендиректор петербургской Василеостровской пивоварни (торговая марка «Василе­островское») Артем Кривонос отмечает, что для органического роста компании необходимо выходить на новые рынки сбыта и представлять новые продукты. «Рынок пива в Петербурге в 2013 году снизился, и нам удалось сохранить объемы на уровне прошлого года за счет расширения географии поставок, в частности в Мурманск», — рассказал Кривонос.

По словам Кашпера, из-за нестабильной экономической ситуации в России МПК не планирует в ближайшие два года строить новые пивзаводы в России, несмотря на то что действующая площадка работает на пределе загрузки. «По сравнению с тем, что было пять лет назад, общая прибыль пивоваров на российском рынке упала в два раза, — отмечает Евгений Кашпер. — Сегодня из крупных игроков, кроме Carlsberg, никто хорошо не зарабатывает. Обстановка на рынке настолько сложная, что приходится ставить скромные задачи в плане роста и осторожно подходить к вложению денег в пивной бизнес».

Потребители отказываются от больших пивных брендов в пользу локального продукта


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter