Авторизация
 
  • 19:21 – Место встречи на НТВ выпуск (06122016) смотреть онлайн 
  • 19:21 – Отель Элеон 7 и 8 серия от 06 12 2016 смотреть онлайн на ТНТ 
  • 19:21 – Пьяная фирма 2016: дата выхода на ТНТ, смотреть трейлер, о чем сериал 
  • 19:21 – В «Доме 2» вводятся более жесткие правила. Видео 

Праздник у Ивановых: Средний класс не заметил ни стагнации, ни девальвации

162.158.78.67

Праздник у Ивановых: Средний класс не заметил ни стагнации, ни девальвации

Первый квартал 2014 года выдался для Ивановых удачным — глава семьи стал больше зарабатывать и решил отложить на черный день 788 долл. Он меньше экономит на продуктах и присматривается к дорогостоящей бытовой технике. Ивановы — типичные представители российского среднего класса. Несмотря на проблемы в экономике и снижение курса рубля, «потребительский индекс Иванова», рассчитываемый по заказу Sberbank CIB, вырос впервые с начала прошлого года.

Условных Ивановых эксперты агентства Cint опрашивают для Sberbank CIB уже в седьмой раз. Итоговый обзор готовится на основании ответов 2300 человек трудоспособного возраста, живущих в городах с населением не менее 100 тыс. человек. С момента начала опросов и вплоть до конца 2013 года потребительские настроения респондентов стабильно падали (с -4% в январе до -13% в ноябре 2013 года). Сравнимую динамику показывал и индекс потребительской уверенности, рассчитываемый Росстатом.

Росстат еще не опубликовал сводный индекс за первый квартал 2014 года. Согласно же исследованию Sberbank CIB, в этом году россияне стали чувствовать себя увереннее. Сводный «потребительский индекс Иванова» впервые подрос до -11%. В пользу этого сыграло сразу несколько факторов: в марте средние доходы Иванова увеличились до 28,6 тыс. руб. с 26,4 тыс. руб. в сентябре прошлого года, а в его компании ждут роста выручки. Уровень безработицы среди его знакомых снизился с 9,9 до 9,1%.

Эту динамику подтверждает руководитель отдела аналитики рекрутингового портала Superjob.ru Валерия Чернецова. По ее данным, зарплатные предложения за последние полгода выросли в среднем на 3% в рублях.

Заработав больше денег, Иванов готов больше откладывать на будущее. 18% ответивших против 16% кварталом ранее считают, что сейчас благоприятное время для сбережений. Но сберегать они теперь предпочитают в валюте. Опасаясь обесценения рубля, каждый респондент в среднем купил с начала года валюту на 788 долл. и может купить еще 692 долл. Эксперты делают из этого вывод, что покупки твердой валюты наполовину завершены, и если ситуация не изменится, спрос на нее со стороны населения иссякнет к середине года.

Директор департамента развития розничного бизнеса Связь-банка Алексей Бахаев подтверждает рост интереса к валюте: если в ноябре 2013 года соотношение открываемых рублевых вкладов к валютным было 85 к 15%, то сейчас 70 к 30%. Но президент Института современного развития Игорь Юргенс сомневается, что эйфория продлится сколько-либо долгое время. У среднего класса, состоящего на 70% из бюджетников, будут сокращаться доходы. «Из-за рецессии у Иванова будут проблемы», — отмечает экономист.

Но пока средний класс умудряется не только откладывать деньги на будущее, но и тратить больше, чем он мог себе позволить раньше. В основном это касается крупных покупок (индекс условий для совершения крупных покупок вырос с –23% до –17%). Составители обзора предполагают, что таким образом покупатели пытаются защитить свои сбережения от девальвации. Впрочем, сами торговцы объясняют всплеск продаж традиционными сезонными факторами.

В праздники количество покупателей увеличивается на 50—70% по сравнению с другими месяцами, но средний чек увеличивается не очень сильно, отмечает руководитель управления по связям с общественностью «М.Видео» Антон Пантелеев. «В праздники растет количество подарков, но они недорогие: аксессуары, небольшая техника, недорогие телефоны», — рассказал представитель «М.Видео». После такого всплеска последует снижение активности потребителей.

В продуктовых сетях также не заметили каких-то глобальных перемен в поведении покупателей. В «Дикси» и «Ашане» РБК рассказали, что самым ощутимым потребительским трендом стало увеличение спроса на продукцию под собственными марками сетей, которые чуть дешевле брендированной продукции. «Клиенты стали прагматичнее подходить к покупкам и стараются сэкономить, — объясняет эту тенденцию представитель «Ашан» Мария Курносова. — Однако при этом мы заметили увеличение спроса на охлажденную продукцию — рыбу, мясо, хотя они стоят заметно дороже «заморозки».

Но желание расстаться с деньгами зафиксировали девелоперы. Вице-президент «Химки Групп» Дмитрий Котровский говорит, что в начале года их клиенты были готовы платить за все и сразу. «Начиная со второй половины февраля девелоперы ощутили рост спроса на недвижимость, при этом значительно возросла доля сделок со 100-процентной оплатой, тогда как раньше в приоритете были рассрочка и привлечение ипотечных средств».

Котровский считает, что такое потребительское поведение объясняется растерянностью покупателей: никто не может точно спрогнозировать ни изменения курса мировых валют, ни стоимость нефти, и единственной надежной «валютой», по мнению многих, остаются квадратные метры, отмечает он. По его мнению, люди действуют по принципу: «позволю себе это сегодня, поскольку не знаю, что будет завтра».

По данным «Инком-Недвижимость», продажи квартир в новостройках в первом квартале увеличились в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. Та же тенденция отмечалась и на вторичном рынке жилья. «Спрос на московском рынке вторичного жилья за ноябрь—март вырос в среднем на 50%, а на некоторые высоколиквидные объекты вдвое, — рассказал РБК директор департамента вторичного рынка жилья «Инком-Недвижимость» Сергей Шлома. — Как следствие, существенно возросло количество сделок: примерно на 30% за последние четыре месяца и примерно вполовину, если оценивать показатели прошлого марта, и на все 50%, если оценивать показатели февраля—марта прошлого года».

Помимо квартир россияне охотно скупали дорогостоящие товары класса люкс. Глава итальянского модного дома Prada Патрицио Бертелли, общаясь с аналитиками по поводу финансовых результатов компании в 2013 году, не преминул возможностью похвастаться тем, что с начала крымского кризиса продажи Prada в России подскочили на 30%. По словам представителя компании Марты Монако, в Prada такой рост объясняют тем, что с началом крымских событий и введения санкций против России традиционные покупатели люксовых вещей и аксессуаров перестали выезжать за границу на шопинг и теперь вынуждены покупать продукцию любимой марки в российских магазинах.

Для продавцов автомобилей нынешняя зима также выдалась жаркой — продажи шли очень активно, однако в будущее они глядят без особого оптимизма. По словам директора дилерского центра «Рольф Алтуфьево» Марии Малинской, в первом квартале повышенный спрос на автомобили стимулировался большим количеством скидок и спецпредложением дилеров. К тому же потребители небезосновательно ожидали, что цены на модели 2014 года будут ощутимо выше. «Сейчас ожидается прирост цен почти по всем брендам (на 2—4%), но за счет фона прекращения действия спецпрограмм рост цен будет ощущаться гораздо сильнее. Поэтому в апреле—мае потребительская активность будет значительно снижаться», — уверена Малинская.


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter