Авторизация
 
  • 20:47 – 60 минут последний выпуск (09 12 2016) смотреть онлайн 
  • 20:47 – Модный приговор выпуск от 09/12/2016 смотреть онлайн 
  • 20:47 – Поле чудес последний выпуск (09 12 2016) смотреть онлайн 
  • 20:46 – Жди меня выпуск 09 декабря 2016 года смотреть онлайн 

Фильм недели. Рождение нации

162.158.79.31

Фильм недели. Рождение нации «Комментарии» продолжают знакомить читателей с самыми интересными премьерами в украинском кинопрокате Сергей Лозница в раннем возрасте вместе с родителями переехал из Белоруссии в Киев, где рос, учился в школе, затем в Политехническом институте, работал в Институте кибернетики, переводил с японского языка. В целом Сергей прожил в Украине более четверти века, прежде чем переехать в Москву и поступить во ВГИК на отделение режиссуры игрового кино в мастерскую Наны Джорджадзе. Уже после переезда в Германию в 2001-м Лозница утвердился как яркий и самобытный режиссер-документалист. Однако его успешный переход к игровому кино с фильмом «Счастье мое» в 2010 году был снова связан с Украиной. Только что вышедший в прокат фильм «Майдан» появился в определенном смысле благодаря случайному стечению обстоятельств. Осенью 2013 года Лозница приехал в Украину искать локации для съемок исторической картины о Бабьем Яре и, по сути, очутился в самом сердце драматических событий ноября 2013-го – февралая 2014-го. Оператор Сергей Стеценко по поручению Лозницы отснял более 100 часов материала. В фильм вошло 2 часа. Само слово «Майдан» имеет двойственное значение. С одной стороны, это место общественных собраний. С другой, это сообщество протеста. Вот именно сообщество и является главным героем фильма, что режиссер показывает в первом же кадре: люди на площади поют гимн. Потом эта сцена – море лиц перед камерой – повторится еще не раз. Перед Лозницей стояла сложная задача. Во-первых, создать не очередную хронику, а художественное произведение. Во-вторых, не впасть в разрушительный для такого произведения пафос, не увлечься сценами насилия. Наконец, выдержать до конца линию героя как единого целого, состоящего из множества лиц. Кадр из фильма Со всеми этими вызовами автор справился блестяще. Он пошел на, пожалуй, единственно возможный прием: установил эстетическую дистанцию с материалом. Весь фильм построен на длительных, от трех до пяти минут, статичных эпизодах, снятых неподвижной камерой на общих и средних планах (крупных индивидуализирующих планов, что вполне логично, нет). В этих фрагментах может ничего не происходить вообще. Люди проходят сквозь кадр, занимаются повседневными делами, иногда почти стихийно вырисовываются некоторые сценки: девушка разливает чай, а ей в это время вплетают ленты в косы, колоритная группа майдановцев поет гимн Украины под гитару, бабушка с палочкой и в платочке спокойно с кем-то разговаривает в разгар боя. При этом бурная активность основной сцены Майдана остается только на звуковой дорожке. Никаких вождей, никаких звезд. Именно благодаря вот этому воспроизведению рутины, этим длительным эпизодам в итоге появляется возможность не просто посмотреть на Майдан, а погрузиться, всмотреться в него. Никакая хроника, никакой репортаж этой возможности не дают. В рекламном релизе жанр фильма обозначен как «документальный эпос». Однако со всей определенностью его можно назвать трагедией – в высоком, классическом смысле слова. С одним лишь существенным отличием: если в обычной трагедии есть хор и герой-протагонист, то в «Майдане» хор выходит на авансцену и сам становится героем. Этому становлению посвящена вторая половина фильма. Описательные моменты майдановского быта вспыхивают огнем коктейлей Молотова и подожженных шин на улице Грушевского. Камера Стеценко по-прежнему остается, за единственным исключением, неподвижной. Но великий хор наконец приходит в движение. При этом Лозница избегает показа боев как таковых. Документирование насилия у него минимально. Он поставил перед собой иную задачу: показать, как из человеческой массы, пусть даже и объединенной общими идеями, стремлениями и страхами, выковывается народ. Пылающая ночь, прошитый пулями день и тихая скорбь финальных эпизодов – так и происходит рождение нации. Современной, европейской, политической нации, наконец-то, хочется верить, ощутившей истинный смысл и настоящую цену свободы. Видео: bez kino / Youtube Читать больше на Comments.ua


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter