Авторизация
 
  • 11:31 – Авария в ХМАО: видео автобуса с детьми с места ДТП разыскиваются в Интернете 
  • 11:31 – Тайны следствия 16: смотреть онлайн 1,2,3 и 4 серию 16 сезон от 5 декабря на «Россия 1» 
  • 11:31 – Страсти по Ревизору-4: смотреть 16 выпуск онлайн (эфир от 05.12.2016) 
  • 11:31 – Сериал «Теория лжи»: смотреть 25-26 серию онлайн (эфир от 05.12.2016) 

Альтер эго гламура

162.158.78.178

Альтер эго гламура История успеха такого культурного феномена, как жлоб-арт, является одним из характерных признаков нынешнего «базар-вокзального» состояния украинской арт-сферы Начиная со второй половины ХХ века понятие искусства становится настолько размытым, что искусством считается практически все, что оказывается в стенах музеев и галерей, на страницах специализированных изданий — то есть территориях, признанных «экспертными». Поэтому на экспертов (кураторов, критиков, искусствоведов, арт-менеджеров) ложится все более серьезная ответственность за то, что именно они вносят в конвенционное пространство, из которого это «что-то» транслируется на весь мир как искусство — то есть вещь, априори достойная внимания. В украинских реалиях ситуация осложняется отсутствием нишевых площадок и общей слабостью институций актуального искусства, проблемами которых являются отсутствие стратегического видения, непрозрачность бюджетов, кадровые кульбиты, готовность презентовать что угодно, что требует минимальных затрат. История успеха такого культурного феномена, как жлоб-арт, является одним из характерных признаков нынешнего «базар-вокзального» состояния украинской арт-сферы. Первые выставки в стиле жлоб-арта появились в 2008 году с подачи шоумена Антона Мухарского, который годом позже основал творческое объединение «Союз вольных художников» (группировка национал-анархистов, как они сами себя позиционируют). В него, в частности, вошли художники Алексей Манн и Иван Семесюк, которые, по сути, и создали «икону стиля». Главный представитель этого стиля — такой себе «пацанчик с района» в штанах «Адидас», с семками или с пивом в руках и без лишних мыслей в голове. В момент своего появления образ вызвал снисходительную ироничную улыбку и дал повод задуматься над мировоззренческим горизонтом этого персонажа, который олицетворял социальный контингент, из которого циничные политтехнологи рекрутировали «титушек». Однако по мере того, как нарисованные «жлобы» один за другим «выходили в свет» — появлялись в выставочных залах и на страницах глянцевых изданий, — угасало внимание к социальному явлению, которое вызвало этот творческий жест. Остается спорным вопрос, в какой мере лубочное жлоб-артство дает возможность «как можно глубже исследовать природу явления» (как писали в пресс-релизах соответствующих выставок). Потому что кто является целевой аудиторией выставок жлоб-арта, которые проходят, например, в «Мыстецьком арсенале»? Реальные пацанчики? Вряд ли. Политики с психологией гопников? Допустим. Однако для них это всего-навсего очередная фотожаба, к которым они уже давно выработали носорожий иммунитет. Интеллектуалы? Они первыми назвали жлобство ключевой проблемой общественных отношений в нашей стране, но сделали ли хоть что-нибудь заметное для изменения этого поведенческого кода? Во всяком случае, чего-то такого, что побудило бы их с азартом взяться за перо, в рисованной жлобологии они не нашли. Простор медийного потребления? Уже теплее. В стилистике «городского гламура» можно создать километры комиксов на всяческие жлободневные темы. Однако эта ниша почти пустует. Вместо этого Союз вольных художников пытается стать чуть ли не мейнстримом современного украинского искусства. Дело в том, что у искусства есть одна интересная особенность: усложняя или проблематизируя те или иные явления или их медийные отражения, искусство помогает человеку справиться со сложностью бытия, освободиться от давления обстоятельств и правил. Кроме того, оно часто выполняет представительскую функцию — когда художник или его работы начинают выступать от имени всего общества или определенного сообщества. Однако каждый жест и каждая мысль на этой территории свободного творческого высказывания остаются творческими, пока сохраняют дистанцию от реальности. Как только эта дистанция сокращается, от художественного произведения остается только стоковая картинка. Собственно, агрессивная стратегия продвижения (принты на футболках, тюнинг авто, песни и танцы), превратившая жлоб-арт в модный тренд, сыграла с ним злую шутку. Он стал своеобразным альтер эго гламура. Окружившая его атмосфера шоу стала непроницаемой ни для каких рефлексий. А присутствие этого жлоб-шоу на конвенциональной территории искусства создала в ней своего рода эффект зазеркалья. События Майдана несколько расколдовали жлобизм, придали ему новую образность и пластику. Так, например, появились остроумные и смешные зверушки-«бендерики» Ивана Семесюка, а старые «добрые» образы, созданные авторами Союза вольных художников, растащили на цитаты и украшения для баррикад. То есть на какое-то время они зажили действительно свободной жизнью. Чего стоит одно Межигорье — заповедник жлобизма. Но на эту тему отреагировал только художник Стас Волязловский. Однако уже сегодня заметна определенная регрессивная тенденция. Ее проявила выставка «Майдан: (Р)Эволюция духа», развернутая недавно в подлатанном после зимних событий Украинском доме. Безусловный респект Антону Мухарскому за сборник эссе с аналогичным названием и Роману Минину за серию квазимонументальных работ на тему «недр подсознания» шахтерского Донбасса. Но попытка капитализировать бурлескную визуальную чрезмерность образца «конца эпохи мультикультурализма» и разговоры о том, что в работе Алексея Манна «Вызов духа революции» кистью художника водит чуть ли не сам Бог, почему-то вызывают аналогию с торговлей «перьями Архангела Михаила» в средневековых монастырях. Кроме того, живописный анархизм стал претендовать на роль универсальной интерпретационной системы в духе «Так-так-так, — ответил пулемет». Ведь таким способом легко раз и навсегда «разобраться» с кем угодно, тем паче, что мишеней для этого пулемета сейчас гораздо больше, чем было до революции. Кто удивится, если «жлоб-арт» быстро превратится в «жлоб-культ»? Читать больше на Comments.ua


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter