Авторизация
 
  • 05:32 – Аферисты в сетях 2 сезон 2 выпуск (02.12.2016) Пятница смотреть онлайн 
  • 05:32 – Comedy Баттл. Новый сезон 36 серия 02/12/2016 смотреть онлайн 
  • 05:32 – Comedy Club на ТНТ последний выпуск (02.12.2016) смотреть онлайн 
  • 05:32 – Comedy Woman (ТНТ) 7 сезон 46 выпуск 02.12.2016 смотреть онлайн 

Соль Бориса Гребенщикова

162.158.78.229

Соль Бориса Гребенщикова Так выглядит лицевая сторона обложки альбома "Соль"
1 ноября в свет выходит новый альбом Бориса Гребенщикова "Соль". Это первая полноценная студийная работа БГ после вышедшего еще в 2011 году альбома "Аквариума" "Архангельск". И хотя в "Соль" вошли многие "громкие" песни 2014 года, их вновь записанные в Лондоне и Лос-Анджелесе версии заставляют говорить об этом альбоме как о принципиально новом этапе в дискографии мастера. Борис Гребенщиков записал великий альбом. Заявление кажется дерзким, поспешным и преждевременным. Не знаю, быть может суд времени и истории распорядится иначе, но мое первое ощущение от услышанной записи (только-только завершенной, мне довелось провести пару часов в студии на севере Лондона, наблюдая самые последние штрихи ее сведения) - именно такое. Ошеломление от мощи. Мощи замысла, глубины и остроты идей, общего уровня подогнанных одна к одной, без единого слабого места песен, безукоризненных по качеству аранжировок и исполнения и предельно разнообразной музыкальной фактуры. Не хочется обижать автора, всегда ревниво относящегося к любым сравнениям своих работ, но, кажется мне, что альбомов такого уровня от "Аквариума" и БГ мы не получали давно. Напрашивается сравнение с "Русским альбомом". Он тоже был записан в переломный, роковой для России год (1991-й), тоже касался самых болевых точек русского сознания и русского духа и тоже был атрибутирован не группе "Аквариум", а Борису Гребенщикову – при всей неопределенности и зыбкости разделяющих в последние годы эти два понятия границ. Казалось бы, большая часть песен альбома так или иначе следящей за активностью Гребенщикова публике уже известна. Генезисом его стал, по всей видимости, "Губернатор", исполнявшийся на концертах и выложенный в сети еще в сентябре прошлого года. Заданный той песней острый, не столько политический, сколько гражданский накал поддерживался в течение всего года. В ноябре, к 60-летию, Борис выпустил сингл с тремя песнями: "Праздник Урожая", "Губернатор", "Не Было Такой И Не Будет". Весной этого года в лаконичном формате клипа на Youtube появляется "Любовь Во Время Войны", и, практически сразу, еще один сингл - "Пришел Пить Воду". Нет смысла не верить БГ, утверждающему, что "Любовь Во Время Войны" была написана задолго до разгоревшихся на Украине кровавых событий. Тем сильнее эффект от пророческих слов, буквально перевернувших меня, когда я впервые услышал песню весной: "И я протягиваю ладони, ладонь. Но это все равно, что гасить бензином огонь". Отдых рядом с лондонской студией
В открытые политические дебаты Гребенщиков не ввязывался – не в его это стиле. В мае, в канун лондонского концерта в Royal Albert Hall, он говорил в интервью Би-би-си: "Упаси меня Господь от соблазна "высказываться в песнях". В древности считалось, что писать песни на злобу дня – недостойное занятие, превращение священнодействия в рыночную забаву. Песни – это великая тайна. И когда я начинаю писать, я обычно понятия не имею, чем она кончится ". Однако песни выстраивались в цикл, просились в альбом, но уже в июне он говорил, что это не будет альбом "Аквариума". В версии группы студийное воплощение этого материала Гребенщиков не видел. Ему хотелось дать своим песням неслыханное до сих пор и недостижимое ранее качество, сделать альбом силами лучших британских и американских продюсеров и музыкантов. Первой ласточкой нового подхода стал тот же "Губернатор". БГ пригласил известного американского продюсера Митчелла Фрома, на счету которого работа среди прочих с Полом Маккартни, Рэнди Ньюманом, Pearl Jam, Сюзанн Вегой, Ричардом Томпсоном. С Томпсоном – легендарным гитаристом Fairport Convention, одним из героев Гребенщикова - Борис подружился еще во время лондонского фестиваля Meltdown в 2010 году. Тогда Томпсон – куратор фестиваля – пригласил БГ выступить в концерте политической песни на сцене Royal Festival Hal l. Сделанная вместе с Томпсоном и под руководством Фрома в конце прошлого года в Лос-Анджелесе запись "Губернатора" стала камертоном всего альбома. Ненавязчивая, неброская, но в то же время нервная и предельно напряженная гитара Томпсона придала песне то самое звучание, которого Гребенщиков добивался. Работа с Митчеллом – логистически невероятно трудная, то в Лос-Анджелесе, то в Лондоне – продолжалась в течение всей весны. В перерыве между записями: БГ, Джереми Стейси, Александр Титов
Новый всплеск студийной активности пришелся на лето 2014 года. Гребенщиков засел в лондонскую студию вместе со своим извечным басистом Сашей Титовым и братьями Стейси – гитаристом Полом и барабанщиком Джереми. Опытнейший студийный музыкант Пол Стейси больше известен по работе с группой Oasis. Уже первый плод нового сотрудничества – "Если Я Уйду" - поразил нарочито грубой, примитивной, необузданной энергией и мощью, характерной скорее для гаражного рока и гранджа, чем для изысканного "Аквариума". Та же энергия – но уже отточенная, куда более выверенная – отличала и уже знакомые "Праздник Урожая", "Любовь Во Время Войны". А в "Селфи", новой, написанной летом 2014 года уже здесь в Лондоне песне, доминировала излюбленная еще со времен "Треугольника" записанная в обратную сторону гитара, придавшая песне отчетливый сюрреалистически-психоделический характер. Зато "Голубиное Слово" начиналось и заканчивалось пронзительно-прозрачным звуком японской флейты шакухачи – в исполнении британского мастера этого экзотического инструмента Клайва Белла. Дальше больше. На уже готовую агрессивно-отчаянную ткань песни "Любовь Во Время Войны" наложилась флейта великого Иэна Андерсона из Jethro Tull. К коде "Ветки" – тоже ранее никогда не записывавшейся и, насколько я понимаю, толком и не исполнявшейся песне – подключился бас-кларнет Мела Коллинза, памятного по ранним альбомам King Crimson. Последние штрихи сведения альбома. БГ в студии со звукорежиссером Дэвидом Баучером
Эти добавки звезд могут выглядеть как всегда характерное для БГ и, на поверхностный взгляд, не лишенное тщеславия стремление приобщиться к сонму великих мастеров жанра. На самом же деле в фактуре этих новых песен чувствуешь подлинную органику. Да, гитара Ричарда Томпсона, флейта Иэна Андерсона, бас-кларнет Мела Коллинза и многое-многое другое формировало Гребенщикова-музыканта. Мы все традиционно склонны воспринимать Гребенщикова, как и весь отечественный рок, как явление в первую очередь поэтическое. Что верно, но не полно. Гребенщиков плоть от плоти музыки. Он всю жизнь стремился делать музыку. Не всегда ему это в полной мере удавалось. Пусть сам он не великий инструменталист, но он всегда знал и понимал, чего он хочет от своей музыки. "Соль" – в каком-то смысле реванш за случившуюся четверть века назад Radio Silence. Не имея никакого еще опыта работы в западной студии, он провалился тогда в пропасть между требованиями и пожеланиями крупной фирмы, продюсеров и машины паблисити. Теперь процессом руководил он сам. На самом деле, фактическим продюсером альбома "Соль" стал именно Борис Гребенщиков. Здесь он достиг настоящей, убедительной и невероятно впечатляющей гармонии. Каждая песня – от жесткого рока "Если Я Уйду" до кантатной возвышенности "ангельских страстей" "Stella Maris" – идеальное единство формы и содержания. Что нисколько не умаляет и поэтической, идейной значимости альбома "Соль". Он пронизан болью, пронизан яростью, пронизан печалью, но при этом в нем есть и светлое чувство – без малейшей сентиментальности. Даже обращения к Богу, в прошлом иногда нарочитые, здесь звучат очень искренне и совершенно ненавязчиво. По всему альбому разбросаны готовые войти в нашу речь афоризмы: "Будешь в Москве, остерегайся говорить о святом"; "Нет лиц у тех, кто против, нет лиц у тех, кто с нами"; "Источник задушен золотой пылью"; "Утро еще далеко, ничего, мы подождем" и даже библейское "Когда соль теряет силу - она становится яд". За 40 лет работы Борис Гребенщиков пережил и повидал многое – хвалу, хулу, возвеличивание и презрение. Его давно уже справедливо считают классиком. В начале седьмого десятка жизни он вновь определенно подтвердил, что в нем живы и нерв, и страсть, и дух, и красота. В нем есть соль. Читать больше на bbc.co.uk


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter