Авторизация
 
  • 01:41 – Аферисты в сетях 2 сезон 2 выпуск (02.12.2016) Пятница смотреть онлайн 
  • 01:41 – Comedy Баттл. Новый сезон 36 серия 02/12/2016 смотреть онлайн 
  • 01:41 – Comedy Club на ТНТ последний выпуск (02.12.2016) смотреть онлайн 
  • 01:41 – Comedy Woman (ТНТ) 7 сезон 46 выпуск 02.12.2016 смотреть онлайн 

Союзная кладовая: сколько стоит художественное наследие СССР

162.158.79.31

Союзная кладовая: сколько стоит художественное наследие СССР Лорду Марку Полтимору пришлось выезжать из Москвы в Подольск ранним утром, чтобы не застрять в пробке. Свернув с шоссе и попетляв между новыми высотками, две иномарки очутились в промзоне: справа — светло-серое здание мясоперерабатывающего завода «Ремит», слева — краснокирпичный Подольский художественный комбинат, конечная цель поездки. Лорда и его спутников провели в хранилище: бесконечные стеллажи с картинами, скульптурами, иными предметами искусства, идеальная чистота, климат-контроль, строгая охрана, порядок, гробовая тишина. Так в январе 2013 года заместитель председателя правления Sotheby’s Europe ознакомился с крупнейшей в России не музейной, но и не частной коллекцией советского искусства. По хранилищу его водил Масут Фаткулин — председатель Международной конфедерации союзов художников (МКСХ). «В конце 2012 года я съездил в Лондон, а уже через две недели делегация Sotheby’s во главе с лордом Полтимором приехала к нам. Я удивился: каникулы ведь, — рассказывает Фаткулин. — Мы открыли свои запасники. Они были очень впечатлены. Видно было, что не знают, на чем глаз остановить». Вскоре начались переговоры. Наконец в июне 2014 года два десятка работ из коллекции МКСХ были выставлены на лондонском аукционе Sotheby’s. Из них были проданы девять — в сумме за £2,4 млн. За полотно Георгия Нисского «Над снегами» миллиардер Алексей Ананьев, владелец Института русского реалистического искусства, после упорного торга заплатил почти £1,8 млн — в три раза больше эстимейта. Девять картин — это лишь малая часть огромного собрания МКСХ, насчитывающего около 50 000 единиц хранения, в том числе 4500 живописных работ. Как конфедерация получила в управление такое богатство? И как ее переход в статус продавца изменит ситуацию на рынке советского искусства? Права и претензии Весной 1992 года художники со всех концов бывшего СССР собрались в Москве на свой последний, ликвидационный съезд. В концертном зале ЦДХ было душно, атмосфера была напряженная. На сцену вышел секретарь оргкомитета Союза художников Масут Фаткулин. Энергичный узбекский художник, на закате советской власти перебравшийся в Москву, предложил реинкарнировать творческое объединение — образовать Международную конфедерацию союзов художников. Решение было принято. Имущество Союза художников СССР, находившееся на территории бывших советских республик, съезд 1992 года постановил передать местным союзам. За исключением ряда объектов, признанных «общим имуществом», — они были переданы на баланс конфедерации. В частности, здание ЦДХ, Подольский комбинат художественных материалов, издательство «Советский художник» (его переименовали в «Галарт») и дом творчества «Сенеж». Вместе с недвижимостью МКСХ досталось собрание работ членов Союза художников СССР, приобретенных у авторов более чем за полвека существования этой организации. В конфедерацию вступили 15 творческих союзов: 12 государственного уровня и три городских — Москвы, Санкт-Петербурга и Киева. На том же съезде Фаткулина избрали председателем исполкома нового объединения, и с тех пор его переизбирают каждые пять лет. «Секрет его успеха — дипломатичность и гибкость, — считает член Московского союза художников, пожелавший сохранить анонимность. — Он сам все контролирует, но при этом умело договаривается с руководителями местных союзов ». «Подчиняет собственнические инстинкты государственным интересам — конфедерация регулярно предоставляет картины для выставок по запросам Минкульта и музеев. Переизбирают его совершенно законно». Судьба собрания МКСХ сложилась на удивление счастливо. На рубеже 1990-х большинство республиканских союзов художников потеряли контроль над своими коллекциями. Работы уходили за бесценок, перепродавались, вывозились за рубеж. Фаткулин признается, что первые десять лет занимался тем, что участвовал в судебных процессах вокруг творческого наследия. Чтобы лично во всем разбираться, он поступил на юридический факультет Академии государственной службы и защитил диссертацию по правам собственности общественных организаций. «Было много покушений на коллекцию, претензии организаций и лиц, предложения различного рода, от которых трудно было отказываться, но мы все это пережили», — вспоминает он. Предъявляли претензии и авторы работ, заявляя, что они якобы были отданы безвозмездно. Однако, уверяет Фаткулин, все споры удалось разрешить — в конфедерации хранятся документы, подтверждающие факт совершения покупки. «Ни разу никому не удалось у нас что-либо отсудить», — уверяет он. Впрочем, главная битва шла не за коллекцию, а за недвижимость — здание ЦДХ и особняк на Гоголевском бульваре. Одним из претендентов на первый объект в течение нескольких лет была Елена Батурина, основатель группы «Интеко», жена бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. Но даже она в конце концов отступила. К концу 2000-х страсти вокруг недвижимости улеглись. Фаткулин на тот момент уже обустраивал на территории художественного комбината (ЗАО «Подольск-Арт Центр») специальное хранилище для коллекции. На реконструкцию старого здания, создание условий для хранения, системы защиты и цифрового каталога ушло около $2 млн. Председатель исполкома МКСХ утверждает, что все эти годы коллекция не приносила дохода, а единственным источником средств была сдача в аренду принадлежащих конфедерации помещений. «Фаткулин хвалился в разговоре со мной, что у конфедерации большие хранилища, они реставрируют работы. В середине 2000-х у меня появились потенциальные покупатели, и я спросил, нельзя ли посмотреть коллекцию. Он ответил: нет, мы не торопимся», — рассказывает галерист Леонид Шишкин. Выход за границу Первым покупателем работ из коллекции МКСХ стал совладелец «Альфа-Групп» Петр Авен. Он рассказал Forbes, что приобрел порядка 15 рисунков Василия Чекрыгина и несколько образцов довоенной советской графики. Сделка, по словам Масута Фаткулина, состоялась в сентябре 2012 года. Для принятия решения о продаже он собрал внеочередной совет конфедерации (по регламенту он собирается ежегодно). Ему удалось убедить представителей местных союзов, что сделка не нанесет вреда собранию. «Было ясно: если покупает Петр Авен, значит это действительно высокое искусство. Он дал нам хороший настрой», — говорит Фаткулин. Графика Чекрыгина недешева — в 2013 году на лондонском аукционе MacDougall две работы были куплены в сумме за £8000. Сумму сделки с Авеном Фаткулин не раскрывает, так же как и подробности распределения вырученных средств. Поскольку коллекция находится в коллективном владении общественной организации, выручка с той сделки и от продаж картин на аукционе Sotheby’s пошла на уставные цели МКСХ. За год до визита лорда Полтимора в Подольск хранилище посетил управляющий директор «Sotheby’s Россия и СНГ» Михаил Каменский. «Я знал, что фонды, унаследованные правопреемниками Союза художников СССР и союзов республиканских и городских уровней, в той или иной степени сохранились, — рассказывает он. — Знал и о хранилище конфедерации в Подольске, но вживую вещей не видел до тех пор, пока Масут Фаткулин меня туда не пригласил». Глава МКСХ утверждает, что готов был договариваться о сотрудничестве не только с Sotheby’s, но и с другими аукционными домами, в частности Christie’s: «Мы дали им одинаковый объем информации, пригласили, показали». Российское представительство Christie’s факт переговоров не подтвердило и от комментариев отказалось, ссылаясь на то, что имеет право давать комментарии лишь в случае передачи предметов искусства на аукцион. По словам Фаткулина, условия Sotheby’s оказались более привлекательными. Михаил Каменский добавляет: он гарантировал, что Sotheby’s сделает все возможное для пропаганды коллекции МКСХ как уникального культурного феномена. Читать больше на forbes.ru


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter