Авторизация
 
  • 13:31 – СМИ: аубвотс с дьтеми в ХАМО птналоирраи зснлотые бтарья-наиешулрти (ВДЕИО) 
  • 13:31 – Вечер с Владимиром Соловьевым выпуск 05.12.2016 смотреть онлайн 
  • 13:31 – 60 минут последний выпуск 05.12.2016 смотреть онлайн 
  • 13:31 – Пусть говорят с Андреем Малаховым выпуск 05.12.2016 смотреть онлайн 

Киноблог: "Левиафан" и стадо "Белых слонов"

162.158.78.167

Киноблог: "Левиафан" и стадо "Белых слонов" Ольга Шервуд - киножурналист, кинокритик, академик российской Академии кинематографических искусств "НИКА". Член Экспертного совета российской премии кинокритики и кинопрессы "Белый слон". Много лет наблюдает отечественный кинопроцесс и еще не отчаялась. Отечественный премиальный киносезон в разгаре. В конце января расселись по местам "Золотые орлы" Национальной Академии кинематографических искусств и наук России, на днях пришагали "Белые слоны" Национальной премии кинокритики и кинопрессы. Впереди полеты "НИКИ" Российской Академии кинематографических искусств, итоги народной кинопремии "Жорж". А также еще с десяток локальных, по кинопрофессиям, и ведомственных: киноведческие премии на фестивале "Белые столбы", операторский "Белый квадрат", продюсерские и дистрибьюторские награды. Свои призы раздают даже Служба внешней разведки РФ и ФСБ – понятно, фильмам "про своих". При бесконечных стонах, что достойных картин в стране делается крайне мало, "пряников сладких всегда не хватает на всех". Это не парадокс, а результат неразвитости самой киноиндустрии – в целом и по частям. Теперь, когда очевидно существование двух Россий (никто уже не спорит с тем, что страна расколота, увы), два МХАТа – две "Таганки", два Союза кинематографистов, две национальные Академии кино и, соответственно, две премии от имени киносообщества фактом своего существования никого не изумляют. Умножение на два? Или деление на два? С 2013 года Андрей Кончаловский - глава Российской Академии кинематографических искусств, вручающей "НИКУ"
И действительно: списочный состав обеих Академий в огромной степени одинаков. Можно сказать, что и возглавляют их братья: Андрей Кончаловский – с 2013 года глава старейшей Академии, у которой "НИКА", и Никита Михалков – всем очевидный "хозяин" Академии, выводящей "Орлов" (даром, что официальный пост президента занимает здесь Владимир Наумов). Ситуация забавная, согласитесь. Однако, оправданная реальностью, ибо растет из кинематографического единства: истории неизвестны случаи, когда друг у друга отказались бы работать люди из разных станов. Вот почему их невозможно даже назвать настоящими идейными противниками. Да, "Ника" - детище постсоветской свободы и ориентации на мировую практику ("Оскар" стал примером абсолютно всем премиальным структурам и церемониям в России), а "Золотой Орел" рожден исключительно амбициями Михалкова. Да, за все годы существования "Золотого орла" - с 2002 года - ему не удалось убедить общественность в своей непредвзятости, и кинематографический люд уже давно перестал негодовать, а лишь усмехается, видя, как Никита Сергеевич не стесняется ни выдвигать свои фильмы на премию, ни получать, раз за разом, статуэтки в главных номинациях. Как и нынче – едва сдерживая растроганную слезу, за "Солнечный удар", провалившийся у критиков и публики. Но если Михалков позовет хоть кого из усмехающихся на очередную свою картину – даром, что иллюзий в его нынешнем режиссерском уровне питать не приходится, – любой радостно побежит. И не только актеры, разумеется. Так устроен кинематограф: работа и семья одновременно. Безупречна ли "НИКА"? Я ее академик, и действительно верю, что да. Другой вопрос, что многие голосуют, не видя и половины номинированных фильмов, ориентируясь на известные имена. А поскольку большинство кинематографистов живет в Москве, и кинопроизводство сосредоточено там (неважно, что снимают, где дешевле), и заканчивали академики, как правило, ВГИК, то и знают они в основном товарищей-москвичей. Вообще, доминирование столичного в культуре (в основном, в масскульте, конечно) из-за сосредоточенности федеральных телеканалов в Москве – особая тема. Попытки разнообразить эфир были, но, что называется, не увенчались; таково следствие вертикализации власти над нами, которая почти всегда сильнее иерархии в культуре и искусстве. А кроме всего прочего, у "НИКИ" - свои "понятия". Это премия шестидесятников, а значит, транслирует установки того поколения: главная из них – сугубо гуманистическая: при прочих равных надо поддержать гонимого, социально близкого, слабого, больного. Но поговорим о "НИКЕ" позже, к ее празднику. Плакат, подаренный Алексею Герману исполнителем роли Руматы в фильме "Трудно быть богом" актером Леонидом Ярмольником
Критика сильна или слаба? Сейчас о "Белых слонах", которых выводят критики, киноведы и киножурналисты. Сугубо драматично существование каждой группы писателей о кино по отдельности. И в целом из-за упомянутой примитивности нашей киноиндустрии (которая, в свою очередь, часть идеологической надстройки и коррупционно-коррумпированного базиса) роль критики и прессы в процессе фактически ничтожна. Хотя пару-тройку критиков лично даже боятся, а некоторых ненавидят. Как таковая, критика не влияет ни на репутацию создателей фильма, ни на запуск в производство, ни на поведение потенциального зрителя. Сами "творцы" до сих пор не чураются при очередной обиде дремуче высказаться – мол, сам снимать не умеешь, поэтому в критики пошел. Однако каждый, кто хвастается своим безразличием к мнению критики, при свете лучика-фонарика изучает мельчайшую буковку в любой строчке про свое детище, а уж если получил нашего "Слоника", то непременно поставит его на комод – вот, даже "эти" наградили!.. Но главное, о чем забывают и создатели картин, и публика, - критики тоже люди. А не боги какие-нибудь. Среди нас есть супер добросовестные и ленивые. Те, кто считает: плохой фильм смотреть – лишь вкус портить, и те, кому каждая картина - будто краска в общем узоре. Есть старшие – привыкли бороться (см. "шестидесятники"), и младшие – хотят эпатажа и чего-то новенького. И каждый точно себе на уме и с большим гонором. Но результат, как и всегда, где голосует некая группа (исключения единичны), таков: побеждает средний, "привычный". Устраивающий всех. Фильм, режиссер, актер, композитор… Побеждает ромашка, а не кактус. Что особенно печально, когда голосуют критики. Конечно, эта ромашка выросла на артхаусно-артмейнстримной окраине общего поля, где колосятся редкие образцы "кино для всех", а прочее обширное пространство заполнено таинственными растениями без вкуса, цвета и запаха. Сей пышный цвет ежегодно застил бы солнце, будь они достойны хотя бы упоминания. Но они известны лишь своим садовникам. Режиссер Андрей Звягинцев и актриса Елена Лядова уже получали "Белых слонов" за фильм "Елена" в 2011 году
Зеркало процесса Извините столь кудрявую аналогию, вот сухие данные. В списке игровых фильмов для голосования критиков – а это все, сделанное за год, - больше восьми десятков полнометражных картин. Я видела около пятидесяти, примерно двадцать названий вообще прочла впервые. В номинациях упомянуты одиннадцать работ. В итоге "Левиафан" Андрея Звягинцева и Александра Роднянского предсказуемо получил награды за лучшие фильм, режиссуру, сценарий (Олег Негин, Андрей Звягинцев), главные мужскую и женскую роли (Алексей Серебряков и Елена Лядова), мужскую роль второго плана (Роман Мадянов). Кому как, а мне стало скучно – никакой интриги. А она могла быть. Потому что формально к 2014 году приписывается фильм Алексея Германа "Трудно быть богом" - вышел в прокат в прошлом январе. Стоит лишь подумать о соперничестве этого колосса авторского кино с "Левиафаном" – дух захватывает: беспредельный индивидуализм одинокого художника против беспредельного признания со всеми возможными обертонами в стране и мире. Режиссер Александр Котт получил на прошлом "Кинотавре" за свое "Испытание" Гран-при, а также приз Гильдии киноведов и кинокритиков "Слон". Спустя полгода его фильм отмечен только за музыку
Что важнее для искусства? А для общества (учитывая, что картина Германа – яростное послание, едва ли не пророчество, которое за минувший год оказалось забыто)? Вот могла бы возникнуть дискуссия среди профессионалов и киноманов!.. Но работа Германа в прошлом году, когда критики увидели фильм на премьерных показах, получила приз "Событие" и нынче не рассматривалась в номинациях "Лучший фильм" и "Лучшая режиссура". Правда, нынче "Белых слонов" более чем заслуженно присудили операторам "Трудно быть богом" Владимиру Ильину (посмертно) и Юрию Клименко, и художникам Сергею Коковкину, Георгию Кропачеву, Елене Жуковой. Для полноты пейзажа назову остальных лауреатов: лучшая женская роль второго плана – у Натальи Сурковой, беспощадно и объемно сыгравшей в фильме "Дурак" Юрия Быкова градоначальницу - страшную тетку, по которой плачет тюрьма; таких в матушке России легко встретить на любых должностях. За музыку к "Испытанию" Александра Котта награжден композитор Алексей Айги – фильм без диалогов, так что роль фонограммы особенная. А лучшим дебютом назвали "Комбинат "Надежда" Наталии Мещаниновой – историю бескомпромиссной любви и ревности на фоне конвейера жизни в обстоятельствах, которые убивают все человеческие чувства, кроме тоски. Картину также наградило жюри молодых критиков своей премией "Голос". Фильм впервые был показан на "Кинотавре" прошлым летом, Мещанинова отказалась убирать нецензурную лексику, и картина в прокат не вышла. Вот вам и зеркало процесса. Автор лучшего дебюта по мнению компетентных людей, критиков, - надежда индустрии. Если она развивается нормально. Читать больше на bbc.co.uk


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter