Авторизация
 
  • 03:56 – КВН 55 лет Кубок мэра Москвы 04 12 2016 смотреть онлайн 
  • 03:56 – ДТП под Ханты-Мансийском 4 12 2016: число погибших возросло до 12, в реанимации находится 21 ребенок 
  • 03:56 – «Синяя птица» конкурс 2016 выпуск 4 от 04.12.2016 смотреть онлайн 
  • 03:56 – Страшная авария в ХМАО, где погибли 10 детей, попала на ВИДЕО 

Мнение: Как Россия теряет лидерство в космосе

162.158.79.114

Мнение: Как Россия теряет лидерство в космосе Фото: Из личного архива

Снова упала российская ракета "Протон" - уже в третий раз за год с этим видом носителя. Череда неудач с ракетами вызывает много вопросов о состоянии российского космоса. Что сегодня представляет собой космическая отрасль и в какой ее части сосредоточены основные проблемы?

Постсоветские фантазеры

Первый "лик" отечественной космонавтики – это наш "главный космонавт" Дмитрий Рогозин (как зампред правительства он курирует космическую отрасль). Возводя истоки российской космической отрасли к временам киевских и новгородских князей ("Россия была обречена стать великой космической державой с cамого рождения нашей государственности"), Рогозин считает ближайшими задачами отечественной космонавтики колонизацию Луны (с 2030г.), начало освоения Марса и других объектов Солнечной системы. Пока же до этого далеко, нужно "добиться превосходства в космосе, создавать точки роста и точки зависти для наших влиятельных партнеров".

Но пока российские космические программы не блещут результативностью. Основная ракета, "Протон", разработана в 1960-х гг., а два новых проекта, "Русь-М" и "Ангара", так и не взлетели (программа по "Руси" свернута, а первый пуск "Ангары", на которую потрачено уже около 100 млрд руб., с 2005г. переносится в девятый раз).

Система ГЛОНАСС, создававшаяся с 1976г., введена в строй в 2011-м с 24 спутниками против 32 у американской GPS. При этом надо иметь в виду, что старейший из действующих американских аппаратов в их системе функционирует с 1993г., а старейший российский – с 2006-го. В 2015г. в США и Китае будут запущены новые ракеты, по всем параметрам превосходящие проектируемую "Ангару".

Но самое неприятное, что аварийность российских запусков и отказы на орбите становятся массовым явлением – по "Рокоту" и "Протону" доля неудачных запусков составляет 13,3 и 7,95% против 1,7% у американской Delta и полного отсутствия катастроф у Ariane и Atlas-5.

Так что бодрые заявления вице-премьера Рогозина и калейдоскопически меняющихся руководителей Роскосмоса не должны вводить в заблуждение. Кстати, кадровая ротация руководителей раз в два-три года – классическая форма покрытия как некомпетентности, так и безответственности.

"Красные портфели"

Второй "лик" отечественной космонавтики – это наши производственные объединения: РКК "Энергия", ГКНПЦ им. Хруничева, ЦСКБ "Прогресс", ИСС им. Решетнева, ГРЦ им. Макеева и десятки других, нещадно эксплуатирующих имидж давно приказавшего долго жить советского ВПК.

Сегодня эти компании претендуют на то, чтобы быть "лидерами российской промышленности", но в этом есть большая доля условности. На протяжении последних лет их продукция становится более дорогой, менее качественной и уже почти не российской.

Цена того же "Протона-М" с 2001 по 2013г. выросла с 250 млн руб. до почти 1,4 млрд руб. – полная стоимость запуска достигает $80-85 млн. Между тем американская частная компания SpaceX только что доставила на корабле Dragon грузы на МКС и возвратила "грузовик" на Землю за $84 млн.

Заявленная стоимость спутника связи "Экспресс-АМУ2" ИСС им. Решетнева достигает 6,7 млрд руб. против 4,8 млрд руб. у конкурента – европейской EADS Astrium. При этом срок производства космического аппарата составляет в России не менее 24 месяцев, а во Франции – 21 месяц.

Качество российской продукции порой ужасает. Из 48 спутников системы ГЛОНАСС, запущенных с 2004г., шесть были потеряны на старте, 18 уже вышли из строя, девять приближаются к критическому сроку службы.

При этом в компонентах космических аппаратов приборы и модули российского производства составляют лишь около 30%. Но именно из-за отечественных деталей случается 95% поломок и отказов. Новой продукции почти нет – хотя с 2015г. та же SpaceX начинает эксплуатировать ракету Falcon Heavy, которая способна поднимать на низкую опорную орбиту полезный груз в 53 т. Китайцы тоже стремятся не отставать.

Не имея ни того, что стоило бы запускать, ни того, что регулярно и без проблем отрывалось бы от Земли, мы задумались о новом космодроме – на 6 градусов севернее Байконура (что вызовет снижение полезной нагрузки) и в 5 тыс. км от основных площадок производства и сбора ракет и спутников! Космодром "Восточный" обойдется не менее чем в 492 млрд руб. в ценах 2010г., при том что аренда Байконура за последние десять лет встала нам в $1,27 млрд (45 млрд руб.), а это значит, что затраты на новый космодром окупятся через 110 лет.

Но разве это важнее "государственных интересов", которые на деле давно подменены стремлением к новым "распилам"?

Бизнесмены

Третья ипостась российского космоса – люди дела. Сегодня во всем мире космос (если не говорить о военных задачах) – это прежде всего обеспечение навигации, вещания и связи. Занятые в этой сфере компании – одни из самых инновационных и капитализированных в мире.

Об объемах их капитализации можно судить хотя бы по этой сделке: на прошлой неделе было объявлено, что американский телекоммуникационный гигант AT&T покупает за $48,5 млрд (то есть почти половину текущей стоимости "Газпрома") ведущего оператора спутникового телевидения в США DirecTV.
Но Россия не хочет делать полноценный международный бизнес в сфере космической связи – у нас есть только ФГУП "Космическая связь" и ЗАО "Газпром – Космические системы". ГПКС эксплуатирует сейчас девять коммерческих спутников, ГКС – четыре.

Если бы не неудачный пуск "Протона" 16 мая, группировка ГПКС вывела бы компанию на пятое место в мире по объему выручки от оказания услуг космической связи. Хотя конечно до Intelsat и Eutelsat c их 52 и 36 спутниками ГПКС все равно было бы еще далеко.

По сравнению с иностранными конкурентами ГПКС и ГКС приходится выживать в неблагоприятной среде – космические "генералы" вынуждают их работать на отечественном оборудовании, которое работает существенно хуже европейского, а стоит гораздо дороже. ГПКС и ГКС – главные "жертвы" "продолжающихся успехов" российской космонавтики: из десяти отечественных аппаратов, подготовленных к запуску для ГПКС в 2003-2014гг., три были потеряны на старте, два вышли из строя за пять лет (!) до планового завершения срока эксплуатации, а два находятся в критическом состоянии.
Но при этом в отличие от многих других коллег по космической отрасли ГПКС и ГКС все же умудряются получать деньги за реально оказанные услуги, а не дымящиеся груды металлолома. Этот бизнес мог бы стать самой перспективной отраслью российской экономики, если дать ему работать по рыночным законам, а не регулировать с помощью государства.

К сожалению, настрой на импортозамещение в космической отрасли перевешивает здравый смысл и экономическую целесообразность. Из-за аварии отечественного "Протона" Россия потеряла свой самый мощный и высокотехнологичный спутник связи "Экспресс-АМ4Р", созданный европейской компанией EADS Astrium. Но в результате катастрофы были сделаны парадоксальные выводы: создание нового спутника связи взамен угробленного собираются поручить не европейскому, а российскому производителю - ИСС им. Решетнева. Это значит, что делать его будут дольше, сделают хуже и дороже. А втридорога платить за неустойчивый сигнал придется нам с вами.

Лидерству конец

Похоже, Россия доживает свои последние годы в статусе глобального космического лидера. Причин этому как минимум три.

Во-первых, мы делаем ставку на авральное импортозамещение, тогда как космическая сфера во всем мире считается едва ли не самой интернациональной. Такой "изоляционистский" подход играет на руку неповоротливых госструктур, прикрывающих технологическую отсталость административным ресурсом – и эту проблему не решить ротацией руководства или очередным укрупнением компаний.

Во-вторых, мы здорово "просели" в прогнозной аналитике по международной кооперации в области космоса да и высоких технологий в целом. Похоже, санкции США в отношении поставок комплектующих для наших спутников стали для всех неприятным сюрпризом, которому нам нечего противопоставить, кроме надоевшей демагогии и очередной порции сказок.

В-третьих, надо, наконец, понять, что современная экономика определяется конечным потребителем, а не распределителем бюджетных средств. Надо идти от спроса, а не от фантазий. Надо, чтобы коммерческие структуры, причем лучше частные, чем государственные, определяли развитие отрасли. Только в этом случае наше отставание в космической сфере прекратится, а сказки (точнее, мечты) получат шанс стать былью.


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter