Авторизация
 
  • 09:01 – Драка на открытии «Ашана» в Тюмени: вход в торговую зону тюменцы брали штурмом 
  • 09:01 – За живе-3: смотреть выпуск онлайн (эфир от 08.12.2016) 
  • 09:01 – Осколки счастья: смотреть 175-176 серию онлайн 
  • 09:01 – Экс на пляже 2 сезон. ВЫПУСК 8 

Мнение: Вместо курения закон борется с порядочными курильщиками

162.158.78.89

Мнение: Вместо курения закон борется с порядочными курильщиками

Вот и заработал "антитабачный" закон с лицемерным названием "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

Как человек некурящий, я об этом нововведении узнала довольно экзотическим образом: из электронной рассылки, которой любезно оповещает своих клиентов об изменениях в их жизни один из сайтов, торгующих железнодорожными билетами. Для нужд путешественников компания обобщает изменения в законодательстве языком простым и доступным: "Где можно курить? У себя дома, у себя в машине, в специальных вентилируемых комнатах в ресторанах и на специальных площадках для курения вне помещений. Понятно, что в поезде ничего из этого нет."

Впрочем, некоторую лазейку в законе юристы компании тут же нашли: оказывается, с их точки зрения, запрет на курение на железнодорожных платформах распространяется лишь на те из них, где курение может помешать пассажирам пригородных поездов. То есть осталось выяснить, не останавливается ли твой поезд на такой платформе, и можно ни в чем себе не отказывать.

На самом деле в тексте закона (я так удивилась, что проверила) речь идет только о платформах, используемых исключительно под пригородные поезда. Но у меня есть подозрение, что правоприменительную практику опытные люди из специализированной фирмы спрогнозировали совершенно правильно, и курильщиков будут гонять практически с любой платформы, не разбираясь.

На этом месте я схватилась за голову. Потому, что сигарет-то я не курю, а вот в поездах довольно активно езжу. И хотя запах табачного дыма для моего здоровья действительно вреден, мне даже думать не хочется, насколько вреднее может оказаться, скажем, двухдневное путешествие в тесном купе в обществе пары-тройки людей, у которых зашкаливает агрессия и раскалываются головы от того, что они не могут удовлетворить свою потребность в никотине.
Даже в скоростном "Сапсане", идущем от Питера до Москвы всего четыре часа со всеми удобствами, я каждый раз наблюдаю, как вполне респектабельные пассажиры выскакивают (против всех правил) на перроны во время минутной, в буквальном смысле, стоянки, чтобы сделать несколько затяжек. А ведь в России встречаются расстояния и побольше, чем пара дней пути. И кроме купе существуют плацкарты, где один или два раздраженных гражданина в состоянии никотиновой депривации могут испортить жизнь сразу полусотне своих попутчиков.

Заметим еще, что самый типичный курильщик - это мужчина средних лет с невысоким образованием и культурным капиталом, человек, в наименьшей степени обученный снимать стресс какими-либо другими цивилизованными способами и вообще держать себя в руках, и заметно хуже среднего умеющий и готовый считаться с другими людьми.

Перекурить – зачастую самый лучший из доступных ему способов справиться с эмоциями, а также с раздражением или скукой. Остальные способы еще хуже, затратнее по здоровью и зачастую много неприятнее для окружающих.

Кто будет страдать от прорывов агрессии в замкнутом пространстве, где самым разным людям деться друг от друга некуда? Разумеется, те, кто чувствительнее: женщины, дети, пожилые люди, просто люди с нервной системой тоньше средней культурной нормы. То есть те, кого, собственно, закон якобы пытается защищать (не ради же спасения курильщиков для них затеяли эту душегубку?).

Россия - не единственная и далеко не первая страна, где, поддавшись моральной панике, вместо закона о борьбе с курением принимают закон о борьбе с курильщиками. Мы действительно "просто перенимаем мировой опыт". Но имеет значение еще и институциональная среда, то есть то, что происходит вокруг, рядом, то, как применяются и исполняются другие законы, как привыкли вести себя друг с другом люди, как ощущает себя человек "при исполнении" - тот же проводник, например.

В красивом, с иголочки, новом терминале Пулковского аэропорта, открытом совсем недавно, туалет в зале международных прибытий прокурен напрочь. В этом первая разница между тем, как работает антитабачная политика в России и в более благополучных в правовом отношении странах.

Там, где работают законы, от запретов страдают все курильщики, но зато выигрывают такие люди, как я, с индивидуальной непереносимостью к табаку.
В нашем случае страдает законопослушная часть курильщиков, а также любой и каждый. А заодно страдают общественные отношения: дымом я-таки в Пулково подышала (чего не случилось бы, если бы под чужие потребности было выделено специальное место с вытяжкой), а уважающие закон и других людей граждане с потребностью в никотине все равно помучились. Их просто – без всякой пользы для меня – наказали за порядочность.

Вторая разница: если в очереди к паспортному контролю в аэропорту Нью-Йорка передо мной упадет от инфаркта человек, который промучился восемь часов в самолете и ему не дали "закурить" свой стресс от взлета-посадки, а также от будущего общения с пограничниками, я, конечно, тоже не обрадуюсь и вреда для здоровья от подобной неожиданности получу уж точно больше, чем от мерзкого запаха табака.

Но, по крайней мере, медик окажется рядом сразу же, он будет знать, что делать и у него при себе будут все необходимые препараты. Это не значит, что в Нью-Йорке запрет на курение в аэропорту хорош, а в Санкт-Петербурге плох. Он плох и там, и там, но с нормальной полицией и медициной опасные эксперименты с чужим здоровьем и безопасностью все-таки обходятся в полцены.

Возвращаясь к примеру с поездом - у кого-нибудь есть иллюзии, что поездная бригада РЖД прибежит гасить разгоревшийся в вагоне скандал раньше, чем кто-нибудь перейдет к физической агрессии? Не надо иллюзий: табак это наркотик, и табакозависимый человек, которому не дали долгое время покурить, - это наркоман в ломке. Кто-то умеет держать себя в руках в таком состоянии, а кто-то не очень.

Так что если закон действительно заработает, как задуман, то в ближайшее время нам предстоит ездить в поездах и ходить по улицам, где количество наркоманов в ломке возрастет сразу на порядок – при абсолютно не озабоченной порядком на улицах полиции. Так вот государство "позаботилось" о здоровье самых незащищенных от чужой агрессии граждан.


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter