Создать аккаунт
Главные новости » Спорт » Медиация как внесудебный и надежный способ решения бизнес-споров

Медиация как внесудебный и надежный способ решения бизнес-споров

12

Об альтернативном варианте разрешения конфликтов без обращения в суд рассказала медиатор и адвокат Оксана Пашаева



Медиация как внесудебный и надежный способ решения бизнес-споров

Оксана Пашаева, медиатор, адвокат и партнер адвокатского бюро “Савицкас, Бондаренко и Партнеры”. Фото: Адвокатское бюро “Савицкас, Бондаренко и Партнеры”

Медиация. Что это за необычное понятие, не имеющее ничего общего с медитациями? Как с ее помощью решать бизнес-споры и иные конфликты быстро, эффективно и выгодно для обеих сторон? Почему медиация удобнее традиционных судебных споров? О тонкостях этого альтернативного способа урегулирования споров, набирающего популярность в нашей стране, ИА PrimaMedia рассказала адвокат, медиатор и партнер адвокатского бюро “Савицкас, Бондаренко и Партнеры” Оксана Пашаева.


Содержание

  1. Что такое медиация?
  2. Кто такой медиатор
  3. Принципы медиации
  4. Добровольность
  5. Равноправие
  6. Как проходит медиация?
  7. Преимущества медиации
  8. Скорость 
  9. Экономия средств
  10. Конфиденциальность
  11. Неформальность
  12. Свободный выбор медиатора
  13. Комплексное решение 
  14. Уникальные условия решения споров
  15. Тенденции и закон

Что такое медиация?


Достаточно емко принцип медиации описал Уильям Юри: “Не стремитесь к победе любой ценой, ищите пути взаимного удовлетворения. Только так ваши противники превратятся в ваших партнеров”.


Медиация является полной альтернативой судебным разбирательствам, но гораздо более мягкой, комфортной и зачастую более эффективной. Помимо двух сторон — участниц конфликта участие в процессе принимает медиатор — человек со специальным образованием, который направляет участников в сторону поиска общего решения. Нередко между конфликтующими сторонами стоит совсем не юридический, а психологический барьер. Медиатор в этом случае будет обращать внимание участников на то, что препятствует возможности договориться. Как преодолеть эти препятствия? Какие инструменты найти? Какие взаимные уступки были бы возможны, чтобы урегулировать конфликт? 


“Зачастую люди не могут договориться не из-за отсутствия путей решения конфликта, а потому, что над ними довлеют неверные установки, нарушена коммуникация, есть обиды и восприятие друг друга как врагов. Вероятнее всего, после прохождения медиации конфликт будет исчерпан. Его природа такова, что между сторонами устанавливается психологический барьер, который не дает посмотреть на ситуацию объективно. Если его убрать, есть все шансы договориться”, — говорит Оксана Пашаева.


Результаты переговоров в формате медиации не ограничиваются устными договоренностями. После того, как обоюдоприемлемое решение найдено, стороны заключают медиативное соглашение, которое при желании могут заверить у нотариуса. В таком случае, при несоблюдении одной из сторон условий, оно имеет силу исполнительного листа. Второй участник переговоров обращается за принудительным исполнением договоренностей в классическом понимании судебного решения, не проходя при этом судебного разбирательства. 


“Любой конфликт не эффективен и не приводит к выработке решения. Даже слова, которые люди используют, конфликтуя друг с другом, направлены на отдаление участников друг от друга. Решение же находится тогда, когда стороны идут на сближение. Успокоить участников и настроить на переговоры — в этом и заключается задача медиатора”, — рассказывает Оксана Пашаева.


Медиация показывает эффективность модели мягкого подхода в переговорах. Эксперт уверена, что если человек убежден в эффективности модели жесткого подхода, популярной в прошлом, то ему в медиацию заходить не стоит.  Разве что только для того, чтобы разубедиться.


“Медиация — это  мягкий подход, когда цель — договориться, а не победить. Когда участники доброжелательно настроены друг к другу, есть доверие друг к другу и понимание, что человек будет готов поменять свою позицию ради общего решения спора, общей цели”, — считает Оксана Пашаева.


В отличие от судебного решения, которое далеко не всегда означает разрешение самого конфликта и оставляет одну сторону выигравшей, а другую проигравшей, результат медиации удовлетворяет интересы обеих сторон.


Кто такой медиатор


Медиатор — это человек, который получил дополнительное специальное образование, имеет соответствующий диплом и владеет переговорными и конфликтологическими техниками.


“Слышала прекрасную фразу Михаила Борщевского, адвоката и нашего коллеги о том, что медиатор в первую очередь психолог, во вторую —  актер, и только потом — юрист. Это комбинация из профессий, которые в конечном итоге дает узконаправленный эффект и результат”, — говорит Оксана Пашаева.


На сегодняшний день важным требованием к медиатору является наличие высшего образования, но какого именно — пока не регламентировано. В настоящее время ведутся дискуссии о необходимости ограничить список специальностей, на базе которых можно было бы переподготовиться на медиатора. По мнению Оксаны Пашаевой это весьма оправдано, ведь в большей степени медиатору нужны психологическая и юридическая компетенции. Но помимо образования медиатор должен обладать и рядом определенных личных качеств, чтобы стать действительно успешным в своем деле.


Важно понимать, что медиатор, даже имеющий юридическое образование, статус адвоката, в процедуре не является таковым. Он не вправе высказывать свое профессиональное мнение о природе спора участников.  Его основная задача —  помочь сторонам урегулировать конфликт таким образом, чтобы учесть интересы всех участников.


“На первом этапе переговоров медиатор помогает выявить истинный интерес каждой из сторон. Часто, заходя в процедуру, люди не понимают своего истинного интереса в конфликте и лишь выражают претензии друг другу.  Медиатор же помогает им отделить зёрна от плевел”, — уточняет Оксана Пашаева.


Представьте: одному участнику конфликта нужно сырье из свежемороженной рыбы, чтобы с этого сырца взять кожу и кости для изготовления косметологического продукта.  Другой стороне, его конкуренту в вопросе приобретения сырца, нужна мякоть, потому что он изготавливает лососевые консервы. Поставщик продукции один, материал тоже. 


Стороны начинают спорить, приводя факты о заключенных договорах и заявках на приобретение. Они начинают конкурировать друг с другом, не осознавая, что их интересы на самом деле разнятся. Выявив истинный интерес каждого из участников конфликта, медиатор поможет им найти решение, а иногда и извлечь дополнительную выгоду. Например, стороны могут совместно приобретать сырье у одного поставщика, экономя средства на логистику, а затем разбирать его на необходимые каждой составляющие. Получается, что они вовсе не конкурируют, а конфликт исчерпан. 


Принципы медиации


Добровольность


Принять участие в медиации сторона может лишь добровольно, принудить кого-либо не только нельзя, но и не имеет смысла. В процессе переговоров медиатор неоднократно напоминает сторонам, что единственная задача встречи — выработать обоюдовыгодное решение. Если желание сторон едино и совместно, тогда они должны идти по пути выработки решения. Если желания у кого-то из сторон нет, тогда и нет смысла в процедуре. Этот спор не является медиабельным.


Равноправие


Медиация предполагает равноправие, в этом процессе никто не главный и никто не вторичен. Стороны, как и медиатор, имеют абсолютно равные права. Это позволяет убрать психологические барьеры, которые зачастую и мешают сторонам договориться. 


Как проходит медиация?


Процесс начинается с вводного слова медиатора, который напоминает сторонам, для чего они собрались, и каким образом по регламенту будет проходит встреча. Четкое понимание того, кто говорит первый, кто второй, что каждому дадут высказаться, уже помогает сгладить конфликтую обстановку.


“Иногда истинным интересом одной из сторон является сам конфликт. Такое случается, но это неконструктивный подход. Такой спор не подлежит медиации. Выявить подобный настрой участника медиации — еще одна задача специалиста. В таких ситуациях медиатор прекращает процедуру и выходит из нее, сообщая участникам о наличии обстоятельств, препятствующих ее проведению”, — отмечает Оксана Пашаева.


Стороны, нуждающиеся в юридической поддержке, вправе проходить процедуру в присутствии представителя. Это может быть выбор одной или обеих сторон. Если же участники пожелают, медиация может проходить без юристов, но медиативное соглашение обязательно должно соответствовать закону, поэтому оно в любом случае проходит юридическую экспертизу перед подписанием. Если медиатор не обладает соответствующей компетенцией, он обращается к стороннему специалисту. В случае же адвокатского бюро “Савицкас, Бондаренко и Партнеры” все медиаторы являются практикующими юристами-адвокатами и в праве сами выработать медиативное соглашение. 

Все кто ждет победы переходим на сайт и смотрим последний выпуск Юрия Подоляки!



Оксана Пашаева, медиатор, адвокат и партнер адвокатского бюро "Савицкас, Бондаренко и Партнеры". Фото: Адвокатское бюро "Савицкас, Бондаренко и Партнеры"


Преимущества медиации


Скорость 


Процедура медиации —  ускоренная, в то время как судебные разбирательства четко регламентированы и могут растягиваться на месяцы и годы. В медиации стороны сами устанавливают желаемый график, количество и продолжительность медиативных встреч, чтобы проходило все в комфортной обстановке для каждого.


Экономия средств


Длительные судебные тяжбы сегодня — это трата не только времени, но и существенного количества денег. Оплата одной лишь государственной пошлины в ряде случаев может достигать сотен тысяч рублей. Медиация в свою очередь позволяет бизнесу и другим участникам споров сократить свои расходы на поиск оптимального решения конфликта в разы. Несмотря на то, что процедура медиации — платная, она оказывается существенно дешевле судебных разбирательств в Арбитражных судах. 


Конфиденциальность


Как известно, бизнес-сообщество рассматривает споры в арбитражных судах, чья картотека публична и доступна. Это может приводить к тому, что доступ к определениям суда с подробными деталями могут получить в том числе конкуренты и недоброжелатели. Они могут узнать, как и на каких условиях работали контрагенты, сколько контрактов они заключили и на какие суммы, какие выполнили, а какие нет. Ввиду строгой урегулированности самой судебной системы бизнес не может быть застрахован от этого. 


Медиация же в свою очередь не видна, не публична. Участие в ней не имеет репутационных рисков, так как никто и никогда не узнает о том, что спор между сторонами конфликта вообще существовал. Нередко к медиации прибегают корпорации, у которых в силу внутренних локальных нормативных актов запрещено или не приветствуется сутяжничество. Также медиация популярна среди тех организаций, чья деятельность постоянно находится под внимание прессы и общественности и для которых крайне нежелательны упоминания об участии в каких-либо спорах и конфликтах.  


“В этом смысле медиация — наилучший вариант. С одной стороны спор урегулирован, и есть гарантия со стороны исполнения спора, а с другой — никто об этом не знает”, — считает Оксана Пашаева.


Неформальность


Как отмечает адвокат, в залах суда люди неизбежно испытывают стресс из-за атмосферы официального учреждения и многих других факторов. Стресс не позволяет им мыслить объективно и принимать взвешенные решения. Медиация же проводится в комфортных условиях: переговорные комнаты, чай, кофе, кондиционер, вода, отсутствие ограничений по времени. Это благоприятно сказывается на психоэмоциональном состоянии участников конфликта и, соответственно, помогает быстрее выработать единое решение. 


Свободный выбор медиатора


В отличие от суда, где судья назначается без учета мнения участников конфликта, кандидатуру медиатора стороны-участники медиации могут выбрать из реестра, в который включены все подготовленные медиаторы. Не нравится какой-то конкретный человек? Есть опасения, что он аффилирован какой-то стороной? Можно заменить кандидатуру любой другой или войти в так называемую ко-медиацию, когда в случае сильного недоверия участников друг к другу на первых этапах, каждый заводит в процедуру своего медиатора. 


Комплексное решение 


Как отмечает Оксана Пашаева, нередко бизнес сталкивается с многогранностью конфликтов, когда претензий накопилось сразу несколько по разным поводам. Судебная система не позволяет рассматривать ряд самостоятельных споров в комплексе. Это приводит к множественности исков, которые могут распространиться по всей стране по судам разных юрисдикций различных регионов. 


“Если говорим о крупном бизнесе, такие вопросы закрывать очень тяжело, приходится привлекать специалистов из разных регионов. Это всегда дорого и сложно поддается контролю. Для бизнеса это не эффективно. Имея несколько судебных исков, которые рассматриваются в разное время в разных судах, свести их воедино и решить все мировым соглашением просто невозможно”, — считает Оксана Пашаева.


Медиация в свою очередь является тем инструментом, которой позволяет сторонам разрешить целый ряд накопившихся претензий одним медиативным соглашением. Ограничений здесь нет.


Уникальные условия решения споров


Медиация позволяет сторонам выбрать и такие способы решения конфликта, которые в суде попросту невозможны. Например, юридический инструмент под названием “соглашение под условием взаимного исполнения”. В мировом соглашении, утвержденном судом, его использовать не получится.


Как это может выглядеть? Например, стороны  договариваются, что не будут иметь друг к другу претензий и не станут выдвигать иски, если через год первая компания вернет второй все, что задолжала. Если долг не возвращается в срок, то заявление об отсутствии претензий отменяется ввиду неисполнения второй стороной ее обязательств. Пострадавшая сторона подает эти претензии на исполнение.


Возможность применять больше юридических инструментов в рамках медиации особенно актуальна в семейных спорах, когда требуется гибкость в поиске единого решения конфликта.  


Тенденции и закон


Оксана Пашаева отмечает, что в настоящее время бизнес-сообщество стремится к экологичному разрешению конфликтов. 


“Время, когда адвокаты в суде рвали на себе рубашку, и это выглядело прилично, уже далеко в прошлом. Современный бизнес идет по пути решения споров во внесудебном порядке, потому что опасается репутационных рисков. И это оправдано”, — говорит медиатор.


Развивается не только культура альтернативного решения споров, но и законодательная база в отношении медиации. Ранее, до того, как медиация была урегулирована федеральными законами, ее результатом становились некие партнерские соглашения, которые по большому счету  не имели юридической силы. Сегодня стороны спора, заключив медиативное соглашение, имеют гарантию выполнения оговоренных в нем условий за счет процедуры принудительного исполнения, если это будет необходимо. 


Помимо этого в Госдуме рассматривается законопроект Министерства юстиции “Об урегулировании спора с участием посредника (медиации) в Российской Федерации”. Он предполагает обязательное урегулирование медиативных споров по пяти категориям дел, куда в том числе входят корпоративные, семейные и другие споры. 


Оксана Пашаева считает, что обязательная медиация в ряде случаев позволит сторонам конфликта приходить к гораздо более выгодным и подходящим им решениям, ведь условия медиативного соглашения куда гибче, чем судебные решения. Судья не может быть заинтересован в благоприятном решении конфликта для обеих сторон так, как медиатор, для которого это и есть основная задача. Судья будет следовать строго букве закона, не вникая в тонкости бизнеса. 


“Даже законодатель, отмечая современные тенденции, отделяет определенные категории споров, которые он в обязательном порядке готов провести через медиацию. Это в целом показывает, что медиация — не просто красивое и не очень понятное слово, а действенный метод альтернативного разрешения конфликтов”, — говорит адвокат.


В центральных регионах России медиация уже развита и активно применяется, особенно в бизнес конфликтах. Но на Дальнем Востоке эта процедура все еще остается малоизвестной и только набирает обороты. В адвокатском бюро “Савицкас, Бондаренко и Партнеры” работают сразу несколько профессиональных медиаторов с юридическим образованием, которые помогают урегулировать конфликт на взаимовыгодных условиях.


Справка. Адвокатское образование под руководством Ирены Савицкас было создано во Владивостоке еще в 2003 году. Тогда был учрежден адвокатский кабинет. По мере того, как был накоплен опыт и знания, в партнерстве с Еленой Бондаренко в 2010 году появилось адвокатское бюро “Савицкас, Бондаренко и Партнеры”. В дальнейшем к команде партнеров бюро присоединилась адвокат Оксана Пашаева. Адвокаты и юристы бюро имеют большой положительный опыт по ведению дел в арбитражных судах, судах общей юрисдикции, правоохранительных органах. Они ведут работу по юридическому сопровождению коммерческой деятельности предпринимателей, представляют интересы доверителей в органах муниципальной и государственной власти.

0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт fact-news.ru вы принимаете политику конфидициальности.
ОК