Авторизация
 
  • 00:51 – Биатлон спринт, мужчины: смотреть онлайн прямую трансляцию 3.12.2016 
  • 00:51 – Битва экстрасенсов на ТНТ 17 сезон 3 декабря 2016 года: смотреть онлайн 14 выпуск 
  • 00:51 – Битва экстрасенсов 17 сезон 278 серия смотреть онлайн 
  • 00:51 – Битва экстрасенсов 17 сезон 14 выпуск от 3 декабря: смотреть онлайн эфир от 3.12.2016 на ТНТ 

Имарат Канзас

162.158.79.31

Почему в США поднялась волна исламофобии и кому она выгодна
Имарат Канзас

Бесчисленные сообщения о зверствах, творимых «Исламским государством» (ИГ), теракты в Париже, стрельба в калифорнийском городке Сан-Бернардино — все это заставляет американцев задуматься о роли ислама в сегодняшнем мире. Неудивительно, что «исламский вопрос» оказался в центре одного из главных предвыборных скандалов последнего времени. «Лента.ру» постаралась разобраться, много ли можно набрать политических очков с помощью антимусульманской риторики и насколько сильна исламофобия в Соединенных Штатах.


«Что же, черт возьми, происходит»

«Дональд Трамп призывает ко всеобщему и полному запрету на въезд мусульман в США, пока власти нашей страны не поймут, что же, черт возьми, происходит», — заявил под одобрительные возгласы публики сам мультимиллиардер во время выступления перед своими сторонниками 7 декабря.

За эти слова Трамп получил отповедь и со стороны демократов, и от однопартийцев-республиканцев. Высказались и его конкуренты по предвыборной гонке. Джеб Буш назвал инициативу Трампа несерьезной, а Марко Рубио счел ее «оскорбительной» и «бредовой». Даже ультраконсерватор Тед Круз осудил Трампа, призвав сосредоточиться на борьбе с исламским террором, но не исламом. Юристы, в свою очередь, предупредили, что инициатива Трампа противоречит конституции и поэтому неосуществима. А спикер Палаты представителей Пол Райан вообще заявил, что предложение миллиардера — «это не консерватизм».

Еще большую сумятицу вызвали разъяснения Трампа о том, как именно он планирует претворять в жизнь свое обещание. Идентификация мусульманина происходила бы в устной форме: у каждого прибывшего на границе спрашивали бы, не исповедует ли он ислам. Положительный ответ означал бы запрет на въезд, причем и гражданам США, и иностранцам.

Спустя неделю после скандального заявления тональность обсуждения трамповской идеи изменилась. Эксперты по иммиграции отметили, что, безусловно, гражданам США, исповедующим ислам, во въезде на родину отказать нельзя, однако у федерального правительства есть исключительное право из соображений национальной безопасности закрывать границы для той или иной категории иностранцев. Штаб Трампа пояснил, что как раз мусульман из других стран политик и имел в виду.

Между тем социологи обнаружили, что у предложения Трампа хватает сторонников среди граждан США. Вопреки мнению Пола Райна закрытие границ для мусульман поддерживают преимущественно консерваторы. Согласно данным опроса, проведенного ABC News и Washington Post, 68 процентов консерваторов одобрили инициативу Трампа, в то время как в целом она пользуется поддержкой 36 процентов респондентов. Больше половины опрошенных также высказали мнение, что мусульмане подвергаются дискриминации, но только 14 процентов сочли ее оправданной.

Больше всего восторга вызвали слова Трампа у ультраправых радикалов. Так, в интервью Politico Дон Блэк, лидер организации сторонников расового превосходства белых людей Stormfront, похвалил магната за популяризацию близких ему идей. Блэк отметил, что веб-сайт группировки вынужден был перейти на новое оборудование, чтобы справиться с наплывом посетителей. «Трамп поднял бунт, и я не думаю, что он закончится в обозримом будущем», — сказал Блэк.


Атмосфера нетерпимости

«Группировки вроде ИГ или “Аль-Каиды” пытаются разделить нас и запугать с помощью террора. Но мы говорим проповедникам ненависти, пытающимся использовать страх и истерию, что им не удастся напугать нас», — заявил Салам аль-Марьяти, глава Мусульманского совета по связям с общественностью, после того как стало известно, что стрельбу в Сан-Бернардино устроили последователи Пророка.

Подобные заявления стали обыденностью: как только в преступлении обнаруживается «исламский след», мусульманские проповедники появляются перед телекамерами в окружении американских флагов и рассказывают, что террористы на самом деле «неправильные мусульмане». Однако верят им все меньше и меньше.

Официальных данных о так называемых hate crimes — преступлениях, совершенных по мотивам расовой, религиозной или иной ненависти, — за 2015 год ФБР пока не публиковало, но мусульмане США жалуются на резкий всплеск насилия, имамы мечетей получают угрозы в письменном виде и через интернет.

Совет по американо-исламским отношениям отметил, что в конце ноября 2015 года он получил больше заявлений о фактах исламофобской дискриминации, запугивания, угроз и насилия от американских мусульман и исламских учреждений, чем когда-либо со времен атак 11 сентября 2001.

Американская пресса пестрит сообщениями о проявлениях религиозной нетерпимости. Например, в одном из районов Бруклина представившийся почтальоном мужчина напал на двух мусульманок, ударил одну локтем, плюнул в лицо и пригрозил сжечь их храм. Посетители мечети в техасском городе Флугервил однажды утром обнаружили перед входом в здание следы экскрементов и испачканные ими страницы Корана.

Жертвами исламофобии становятся и дети-мусульмане: их все чаще обижают одноклассники в школах, а один из жителей Канзаса на покрытом антиисламскими надписями внедорожнике насмерть сбил 15-летнего сомалийца около местной мечети. В Джорджии учителя спросили у 13-летней мусульманки, нет ли в ее рюкзаке бомбы.

Все чаще американцы устраивают антиисламские демонстрации. Например, группа жителей Далласа, прочитав в интернете о появлении в городе шариатского суда, вышла с оружием на акцию протеста. По словам специалистов, такие манифестации при всей их нескоординированности и маргинальности достигли значительных масштабов.



Zahid Arab (@ZahidArabFox4)
21 ноября 2015, 20:43

Мусульмане пытаются приспособиться к новой ситуации: кто-то уповает на благоразумие соотечественников, кто-то переходит к более решительным мерам. В интервью The New York Times техасец Омар Сиддики (Omair Siddiqi) рассказал, как на парковке торгового центра к нему подошел человек с пистолетом в руках и сказал: «Если бы я захотел, то мог бы убить тебя прямо сейчас». Мусульманин промолчал, и неизвестный оставил его в покое. «В такие времена становится очень страшно», — признался Сиддики, добавив, что теперь планирует получить разрешение на ношение оружия.


Поступь Пророка в Новом Свете

При этом нельзя сказать, что ислам — совершенно чуждая США религия. Почти 20 процентов рабов, насильно ввезенных на территорию Северной Америки, были мусульманами. Правда, зачастую им запрещали исповедовать свою веру.

Один из отцов-основателей США Джон Адамс считал Мохаммеда «искателем истины» и ставил его в один ряд с Конфуцием, Сократом и Заратустрой. Когда Адамс стал президентом, между США и османской Триполитанией был подписан договор о мире и дружбе, в котором отмечалось, что «Соединенные Штаты не испытывают неприязни по отношению к законам, религии и порядку мусульман».

Бенджамин Франклин, тоже стоявший у истоков государственности Соединенных Штатов, в автобиографии писал, что «даже если бы муфтии Константинополя послали нам миссионера для проповедования магометанства, ему была бы предоставлена кафедра».

В ходе гражданской войны между Севером и Югом по обе стороны фронта воевали 292 мусульманина. С исламом связана и одна примечательная легенда: когда северяне, проводя политику «выжженной земли», решили уничтожить библиотеку университета Алабамы, они разрешили сотрудникам спасти от пожара лишь одну книгу — и те выбрали редкое издание Корана.

Первая волна массовой миграции мусульман в США началась еще до Первой мировой войны — в страну ехали малообразованные крестьяне из оттоманской Сирии (территории, которая в будущем будет разделена на современные Сирию, Ливан, Иорданию, Палестину и Израиль) в поисках заработка. Изначально многие из них хотели вернуться домой, но наиболее удачливые остались на своей новой родине.

Вторая волна пришлась на период мировых войн — из-за жестких миграционных законов многих потенциальных американцев из стран Ближнего Востока отправляли на родину. Предпочтение отдавалось родственникам тех, кто мигрировал с «первой волной».

Третья волна случилась после Второй мировой войны и крушения колониальных режимов. Многие мусульмане — хорошо образованные, из влиятельных семей — стремились покинуть родные страны, спасаясь от произвола новых политических режимов. В США приехали египтяне, пострадавшие от проводимой Гамалем Абделем Насером национализации земли, выселенные со своих земель палестинцы и жители Ирака, бегущие от антимонархической революции 1958 года.

Четвертая волна, начавшаяся в 1960-х годах, продолжается до сих пор: в Америку стремятся в основном образованные и вестернизированные мусульмане, знающие английский. Причинами для миграции становятся жесткие политические режимы на родине и стремление к лучшей жизни. Исключение составляют беженцы, которые спасаются от разрухи и вооруженных конфликтов.


Страх по-американски

Ключевое событие, развившее в обычном американце страх перед мусульманами, — теракты 11 сентября 2001 года. Многие жители страны, привыкшие к этническому и культурному разнообразию, не обращали внимания на верования и обычаи своих сограждан. Для большого числа американцев взрыв башен-близнецов стал первым и единственным знакомством с исламом: образ врага после этого сформировался молниеносно.

Последовавшая за атаками «война с терроризмом» лишь подлила масла в огонь: если до терактов, по данным ФБР, каждый год совершалось 20-30 преступлений против мусульман на почве религиозной ненависти, то после 11 сентября их количество возросло до 100-150 ежегодно.

Сегодня радикальный исламизм наносит новые удары по цивилизации, и мусульмане США вновь становятся жертвами немотивированной агрессии. Современная американская исламофобия базируется на сочетании объективных мировых процессов — усилении радикального ислама, подъеме ИГ — и застарелых стереотипов малообразованных жителей страны.

Не отрицая усиления антимусульманских настроений, все же необходимо обратить внимание на то, что их проявления в большей степени маргинальны и несистемны. Хотя политики и разыгрывают «мусульманскую карту», желая повысить свой рейтинг за счет фобий простых граждан, американское общество пока больше озабочено проблемами экономики и полицейской жестокости по отношению к чернокожим. Мировой подъем радикального исламизма не создал новых проблем, а лишь усугубил старые, которые в обязательном порядке придется решать новому главе Белого дома.

Деятельность ИГ и «Аль-Каиды» запрещена на территории России.

Алексей Наумов


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter