Афера на поломке: как мошенники обманывают нас на ремонте бытовой техники
Навязать помощь
Аферисты нередко прикрываются статусами чиновников или представляются работниками соцслужб. Вот и к бабульке из Екатеринбурга Анна Ивановне пришли два молодых красавчика, сказали, что из местной администрации. И предложили одинокой пенсионерке участие в программе помощи пожилым людям.
Обрадованная старушка всплеснула руками, но тут же огорченно добавила: «Да вроде все есть». Но гости проявили настойчивость и предложили быстренько проверить бытовую технику в квартире. И очень быстро вынесли вердикт, что старые плита, холодильник и микроволновка нуждаются в срочном ремонте. Но для пожилых, согласно программе, старую технику можно обменять на новую.
В общем, молодчики взяли с бабушки пять тысяч рублей за доставку и уже было принялись выносить ее технику из дома. Но в этот момент пришел внук хозяйки и, пробежал глазами договор, который ребятки дали подписать пенсионерке. А там черным по белому написано, что старушка свою технику подарила безвозмездно некой организации, а за доставку новых приборов обязана заплатить сто тысяч рублей. В общем, внук бабушку спас.
Истории, подобные этой, не редкость. Как обманщики и их жертвы находят друг друга? Очень часто делается это по старинке? На входных дверях подъездов и в лифтах висят объявления о ремонте бытовой техники: быстро и недорого. Некоторые жильцы домов обращаются к мастерам, после чего им приходится обращаться уже в полицию.
Какие методы использую хитрецы от ремонта? Например, увозят технику к себе, а потом требуют оплатить диагностику, хранение и доставку помимо самого ремонта. Причем, заранее это не оговаривают. Понятно, что в таких ситуациях проще обмануть пожилых людей. Именно пенсионеры – наиболее частые жертвы обманщиков.
Их проще уговорить подписать кабальный договор, сказав, что это просто формальность, что так требует начальство и т.д. При этом аферисты – отличные психологи и ораторы. В тот момент, когда одинокая бабулька пытается подслеповатыми глазами вчитаться в договор, мастер рассказывает ей о своей любимой бабушке, что для этой пенсионерки он постарается сделать все как можно быстрей, и что стариков надо беречь. Ну, и бабулька, конечно, пустит слезу и спросит, где нужно подписывать. И все, теперь она должна некой конторе сумму, которая в несколько раз превышает стоимость нового холодильника.
Деньги из воздуха
За последние несколько лет произошло резкое увеличение количества фирм, занимающихся ремонтом бытовой техники. И мошенников среди них немало.
Порой это не просто мелкие фирмы-однодневки, а целые федеральные сети с представительствами в десятках городов России, с главным (и единственным) офисом в каком-нибудь крупном городе.
Схема работы у этих компаний практически всегда одна. В городе, где организовывается фирма, арендуется большой офис, в котором создаётся колл-центр с большим количеством операторов.
Затем идет найм на работу мастеров «без опыта». Главное здесь – умение забалтывать людей, а не навыки в ремонте техники. Тех, кто прошел собеседование, быстро обучает азам ремонта: снять крышку, покрутить что-нибудь для вида, запомнить основные названия. И, в общем-то, все.
Упор в обучении сделан на то, как правильно «разводить» клиентов. Например, вместо банальной прочистки фильтра (когда машинка начинает плохо сливать воду), клиентов вынуждают менять помпу. И хотя эта помпа в магазине стоит 500-600 рублей (а мастера покупают их со скидкой, в среднем по 300 рублей), клиентам продают их за несколько тысяч.
Кстати, когда человек первый раз звонит, чтобы вызвать мастера, ему озвучивают самые заманчивые расценки. Буквально любые работы от трехсот-пятисот рублей. Для мошенников главное добиться того, чтобы человек заказал вызов мастера. А дальше уже дело техники. Придет мастер, который обучен выманить у человека пять тысяч вместо пятиста рублей.
Одной из главных «заманух» при звонке клиента является обещание бесплатной диагностики. Но ведь мастера обучали ничего не делать бесплатно. И он объяснит возмущенному клиенту, что диагностика бесплатная, только если машинку не пришлось разбирать. Поэтому, приезжая на заявку, мастер первым делом снимает верхнюю или заднюю крышку стиральной машинки (это делается буквально за несколько секунд) - а это уже разборка машинки.
Так что от нескольких сотен до нескольких тысяч готовьте, даже если о ремонте вообще не договоритесь. А когда договоритесь и заплатите, но услугу в срок не получите, то начнете звонить по указанному мастером телефону. А там операторы колл-центра или будут вас гонять от одного менеджера к другому, или есть факт, что такого номера просто не существует. Это просто бизнес по выманиванию денег.
Поэтому, чтобы не платить за воздух, сразу обозначайте свою позицию еще при первом звонке – выдает ли организация чеки, гарантийные талоны и т.д. Если фирма работает по типу «мы без чеков, зато дешево», забудьте этот телефонный номер. Сэкономить на ремонте без бумажек в отдельных случаях можно. Но лишь тогда, когда к вам приходит сосед Вася, который мастер на все руки, и чудесным образом реанимирует ваш старый холодильник, который давно пора выбросить на свалку.
А сталкиваясь с организацией, всегда помните очень жизненную поговорку – «без бумажки ты букашка». Если вас надули или вам просто не понравилось, как оказана услуга, именно эта бумажка поможет вам в суде (а то и без него) вернуть свои деньги.
Как распознать менеджера «по обману»
Специалисты говорят, что на потенциальный обман может говорить множество вещей. Например, сайт без названия фирмы. Должны заставить задуматься и указанные в объявлении или по телефону большие скидки, ряд бесплатных услуг (вроде той диагностики), сама по себе удивительно низкая стоимость услуг. Что, фирма работает себе в убыток?
Даже по прибывшему на вызов мастеру можно определить обманщика. Настоящие мастера, как правило, немногословны. А менеджеры «по обману» забалтывают клиента, старательно уводя в другие темы, чтобы человек не видел, что его работа легкая, минутная.
И, кстати, мастер должен выглядеть именно мастером, а не гламурным менеджером с крутым гаджетом в руке, куда он между делом заглядывает, чтобы помочь себе разобраться в той или иной технике.
На что эксперты советуют гражданам обратить внимание? Например, если ваш дом или подъезд чуть ли не ежедневно обклеивают объявлениями, сдирая при этом листовки конкурентов, это говорит, как минимум, о неумении конкурировать цивилизованно. А значит, что-то в их услугах не отвечает требованиям современного бизнеса.
Не стоит вестись исключительно на красивый дизайн сайта с громкими лозунгами. Самый обычный простенький сайт с перечислением услуг, конкретными ценами и телефонами – вот то, что, скорее всего, вам и надо. Ну, или если вы не решаетесь обращаться в маленькую фирму, звоните в большую, но давнюю и проверенную в вашем городе компанию.
А если у вас самих еще не было случая убедиться в надежности той или иной фирмы, поспрашивайте соседей, друзей, коллег, родственников. У кого-то непременно что-то когда-то ломалось, и ему приходилось вызывать мастера. И наверняка телефончик остался, который можно взять в том случае, если ваш собеседник остался доволен оказанной услугой.
В ситуации, когда вы уже общаетесь с мастером, не надо делать никакую предоплату. «Белые» мастера берут оплату только по факту, после проделанной работы. Даже в том случае, когда приходится покупать какую-то дорогостоящую деталь. Если у частного мастера нет своих денег купить расходный материал, найдите и приобретите его сами. Так будет и надежней и, уж поверьте, дешевле.
Ну, и напоследок классика жанра. Ребята, в любом случае, даже если вам говорят, что договор стандартный, обязательно читайте его от корки до корки. Иначе ремонт стиральной машинки стоимостью в 20 тысяч рублей обойдется вам тысяч в пятьдесят. И это в лучшем случае…
#Афера #Обман #Ремонт #Техника
Обсудим?
Смотрите также: