Авторизация
 
  • 06:01 – Голос 5 сезон выпуск от 09 декабря 2016 Прямая трансляция смотреть онлайн 
  • 06:01 – Голос 5 сезон: выпуск от 9 декабря 2016, смотреть онлайн, четвертьфинал 
  • 06:01 – Красноярский преподаватель ВУЗа держал у себя на компьютере порноролик 
  • 06:01 – Большинство с Сергеем Минаевым на НТВ 09.12.2016 смотреть онлайн 

Ислам как неизбежность

162.158.78.101

Каким видит будущее один из самых известных современных французских писателей
Ислам как неизбежность

2022 год. По итогам второго тура президентских выборов к власти во Франции приходит партия «Мусульманское братство». Из светской страна превращается в исламскую. Фасад университета Сорбонна украшают позолоченные звезда и полумесяц, профессора обязаны принять религию Пророка, студентки ходят в паранджах, женщины не работают, многоженство узаконено. Именно так описывается будущее Пятой республики в опубликованном накануне парижских терактов романе Мишеля Уэльбека «Подчинение» (Soumission).

Жизнь состоит из совпадений. Презентация «Подчинения» состоялась в прямом эфире центрального французского телеканала накануне трагических событий в редакции Charlie Hebdo. Из-за теракта, потрясшего страну, роман, обещавший оказаться в центре интеллектуальных и политических дискуссий как минимум на несколько недель, остался почти незамеченным. Семнадцать убитых за три дня — на этом фоне обсуждать беллетристику, пусть и остросоциальную, как-то не приходит в голову. Немногочисленные отзывы в СМИ были скорее негативными. Роман критиковали как антимусульманский, накаляющий и без того сложную обстановку в стране. Звучали мнения о том, что книга стала «подарком Марин Ле Пен», на что автор скромно ответил, что вряд ли ей нужны его подарки — «у нее и так все хорошо». Кто-то даже обвинил Уэльбека в попытке смены режима, и он справедливо указал на то, что до сих пор еще ни одному роману этого не удавалось.

Как бы то ни было, но Уэльбек не только один из самых ярких современных французских писателей, но и автор, умеющий в своих произведениях поднимать наиболее актуальные социальные проблемы. Сегодня к числу таковых относится способность Франции, да и вообще Европы, сохранить свои ценности, традиции, культуру. Уэльбек настроен пессимистично. Переход к системе умеренного ислама во Франции, по его мнению, — далеко не худший вариант для государства, которое в 2022-м окажется перед выбором между исламизацией и гражданской войной.

Главный герой романа, профессор Сорбонны, попадает в центр исторических событий и наблюдает быстрое и бескровное превращение Франции в исламскую страну. Партия «Мусульманское братство» создана в 2017 году, сразу после очередных президентских выборов. Ее лидер — очень талантливый политик «без сомнения, самый искусный со времен Франсуа Миттерана». За пять лет ему удается привести партию к власти. Во втором туре он побеждает Марин Ли Пен, создав коалицию с левыми и умеренно правыми партиями. Сценарий сегодня представляется абсолютно фантастическим. Но так ли он нереален? Попробуем разобраться.

Что мешает созданию новой партии в демократической стране, какой сегодня является Франция? И почему такой партией не может стать к примеру «Мусульманское братство»? Возникновение такой организации совершенно закономерно в стране, где значительную часть электората составляют именно последователи Пророка. В романе Уэльбека партия быстро набирает популярность не только среди мусульман, но и среди коренных французов. «Настоящим признаком гениальности мусульманского лидера было то, что он понимал: выборы больше невозможно выиграть с помощью одной только экономической программы, залогом победы становятся ценности». Европейская цивилизация утратила привлекательность с точки зрения общечеловеческих идеалов. Кроме относительно комфортного существования в обществе потребителей и индивидуалистов, ей больше нечего предложить. Цивилизации не умирают из-за того, что кто-то их убивает, «они убивают сами себя... И Европа уже совершила свое самоубийство», говорится в романе.

Франция спокойно и, так сказать, естественно переходит от одной цивилизации к другой. Никто не бунтует и не защищает великие завоевания французской революции. Свобода и равноправие женщин — фундаментальные ценности современного западного общества — сменятся патриархатом и полигамными браками. «При исламском режиме женщины, во всяком случае, те из них, кто достаточно привлекателен, чтобы позволить себе богатого супруга, смогут оставаться детьми практически всю жизнь... Конечно, они потеряют автономию, но fuck autonomy». Евреи спешно покинут страну и эмигрируют в Израиль. Впрочем, это происходит уже сейчас: за последнее время количество евреев, желающих уехать, увеличилось в разы. По итогам 2014 года, именно из Франции уехало больше всего евреев. Если сегодня это обусловлено угрозой терроризма, то в романе Уэльбека опасность исходит уже от законной власти.

В либеральной Франции провокационный роман был обречен на негативные отзывы. Невозможно представить, чтобы традиционно левая в своем большинстве интеллектуальная элита страны позитивно отнеслась к подобного рода произведению. В данный момент французы осознают, какую опасность представляют для них террористы, но не готовы признать, что угрожать им могут не только радикалы, но и живущие по соседству сограждане-мусульмане. Уэльбек же делает акцент именно на этом. «Мусульманское братство» в романе не имеет никакого отношения к экстремистам, члены партии — это «умеренные мусульмане». Более того, они с презрением относятся к террористам и считают их «любителями». «Мусульманское братство» — это реальная политическая сила, цель которой — приход к власти во Франции, а затем и в Европе, а также расширение Европейского союза за счет включения в его состав ряда мусульманских стран, таких как Турция, Тунис, Египет. По мнению автора, именно политически опытные, вышедшие из европейской среды мусульмане представляют угрозу многовековому укладу западной цивилизации.

Уэльбека легко обвинить в провокации и исламофобии. Но сложно не согласиться с тем, что автор точно описывает сегодняшние реалии: многие мигранты из мусульманских стран и их потомки, прожив десятилетия на французской земле, получив образование в республиканских школах, так и не приняли ценности и культуру этой страны. После трагических событий в редакции Charlie Hebdo на центральных телевизионных каналах показывали интервью с мусульманами, оправдывающими убийства. По их мнению, сотрудники журнала были достойны смерти, поскольку оскорбляли ислам и чувства верующих. В соцсетях десятки тысяч записей в поддержку исламских радикалов. Конечно, столь агрессивно настроенных мусульман во Франции меньшинство, большинство осуждает террор и насилие. И все же это меньшинство существует и одобряет убийство сограждан по религиозным мотивам.

Уэльбек убежден: Европа, и в частности Франция, уже проиграла битву с исламом. Кто-то сочтет этот вывод преждевременным, а кто-то — закономерным на фоне того, что происходит в стране. Стоит ли разрешать мусульманам молиться на улицах светских городов, если для этого есть специально организованные места? Почему религиозные чувства последователей Пророка оскорбляют неоновые кресты на аптеках и рождественские миниатюры в здании мэрии? Почему все это не беспокоит граждан Франции, исповедующих другие религии? Почему приверженцы ислама не в состоянии уважать религиозные и светские традиции страны, в которой они живут? Почему носить паранджу в светском государстве нормально, а мини-юбку в мусульманском — нет? Почему надо строить все больше мечетей в католической стране, но нельзя поставить церковь в мусульманской? И чем все это является, если не экспансией и не стремлением навязать свою веру и свои ценности? Еще несколько лет назад задавать такие вопросы было неприлично. Их просто игнорировали. Но теперь молчать невозможно. Сегодня проблема иммигрантов-мусульман — одна из самых болезненных для французского общества. Именно поэтому так много радикально настроенных граждан с каждой стороны, и именно поэтому так сложно найти решение и начать цивилизованный диалог.

Где граница между исламофобией, расизмом и естественной защитой своих традиционных ценностей и образа жизни? Похоже, что европейское общество не в состоянии дать однозначный ответ. Да, безусловно, терроризм осуждают почти все, но что дальше? Кто, что и как противостоит исламизации общества и можно ли это делать, не нарушая фундаментальные принципы демократии? Не ставят ли либеральные интеллектуалы, беспечно и наивно проповедующие общечеловеческие ценности, эти самые ценности под угрозу? А с другой стороны, видят ли радикально настроенные против мусульман граждане разницу между террористами и верующими, когда рисуют свастики на мечетях? Только за одну неделю после убийства журналистов в стране было совершено более пятидесяти антимусульманских актов.

Вопросов гораздо больше, чем ответов. Сумеет ли европейская цивилизация найти решение и существует ли оно в принципе? Или умеренный ислам по Уэльбеку — это лучший выход? Лучший или нет, но хотя бы бескровный. К сожалению, исторический опыт заставляет сильно сомневаться в способности людей мирным путем решать такие вопросы.

Татьяна Моторина Париж


КОММЕНТАРИИ:

  • Читаемое
  • Сегодня
  • Комментируют
Мы в соцсетях
  • Twitter