Польша признала зависимость от российского нефтепровода «Дружба»
Польша способна продолжить импорт российской нефти с трубопровода «Дружба», отметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович. Ситуация на нефтяном рынке ухудшается, а трубопроводные поставки сырья не подпадают под европейские санкции.
Ведущий польский нефтепереработчик компания Orlen подала заявку в «Транснефть» на поставку в 2023 году 3 млн тонн российской нефти по нефтепроводу «Дружба», сообщает «Коммерсант» со ссылкой на неназванные источники.
Польша вместе с ФРГ получают российское сырье по северной ветке «Дружбы», такие поставки не подпадают под европейское эмбарго, но это не помешало Берлину и Варшаве заявить об отказе импортировать нефть по «Дружбе» с 1 января 2023 года.
Однако ситуация на нефтяном рынке ухудшается, и это мотивирует поляков пересмотреть позицию.
Теоретически польский запрос может быть связан с Чехией, где у Orlen серьезные позиции, но скорее всего разговор идет об импорте напрямую в Польшу, которая не нашла прямую замену объемов российской нефти, несмотря на контракт с саудитами.
«Принятые ЕС антироссийские санкции не предусматривают ограничений на работу нефтепровода “Дружба”, но Германия и Польша в инициативном порядке заявили о желании прекратить импорт по этому маршруту с 2023 года. Это их политическое решение , которое не вызвано санкционными ограничениями. Они всегда могут от него отказаться и вернуться к покупке нефти в России», — констатирует энергоэксперт Станислав Митрахович.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович
Orlen появилась в 1999 года после слияния двух созданных в эпоху ПНР польских нефтеперерабатывающих производств – C.P.N. и PKN, оба предприятия были рассчитаны на российское сырье, которое они продолжают потреблять в 2022 году.
«Решение Orlen будет зависеть от общего расклада сил в Польше на конец 2022 года, когда станет понятно, хватает ли предприятию пропускной мощности порта Гданьск для закупки нефти морским путем», — заключает Митрахович.
Кроме Гданьска для замены импорта из РФ по северному участку «Дружбы» существует германский порт Росток, но их инфраструктура не проектировалась для таких объемов – разговор идет о 500 тысячах баррелей черного золота в сутки.
Не исключен вариант, что в Orlen пришли к выводу о недостаточности возможностей Гданьска.
«В Orlen будут ориентироваться на отношения ЕС и России на январь 2023 года. Возможно, там ожидают компромисс по украинскому кризису, который даст компании возможность продлить поставки», — резюмирует Митрахович.
Все кто ждет победы переходим на сайт