Суперобувь: новая технологическая гонка в легкой атлетике
Сегодня происходит еще одна революция: разработка так называемых «суперкроссов», которые приводят к очередному скачку рекордов в беге на выносливость. Новая технология обуви была представлена в шоссейном беге в 2016 году и в беге на треке в 2019 году, и с тех пор были побиты практически все мировые рекорды в беге на выносливость, от 5000 м до марафона. Это разделило мнение в мире легкой атлетики: некоторые утверждают, что обувь несправедлива, в то время как другие утверждают, что они похожи на синтетические беговые дорожки: неизбежный технологический скачок для бегунов на выносливость, на котором можно заработать.
Фото: https://www.irishtimes.com/
Исследования спортивной биомеханики помогают точно объяснить, что происходит внутри этих кроссовок. Хотя суперобувь явно бьет старые рекорды – некоторые из которых стояли десятилетиями – эту технологию следует просто рассматривать как еще одну запись в длинном списке спортивных инноваций, повышающих производительность.
В олимпийском марафоне 2016 года все трое мужчин-призеров поднялись на подиум в одинаковых кроссовках. Они были прототипом Nike, позже выпущенным под названием «Nike Vaporfly 4%», который сейчас почти повсеместно используется элитными бегунами. Затем, в 2019 году, аналогичная технология суперобувь стала популярной в легкой атлетике. Множество спонсируемых Nike спортсменов, одетых в прототипы беговых шипов Nike, начали бежать удивительно быстро.
Повышение производительности, обеспечиваемое обоими типами суперкроссов – тренажером и гусеничным шипом – достигается за счет повышения экономичности бега спортсменов, что означает снижение энергетических затрат при беге с заданной скоростью. Оригинальные кроссовки Vaporfly улучшили экономичность бега хорошо подготовленных бегунов примерно на 4% по сравнению с контрольными марафонскими кроссовками – отсюда и прозвище 4%. На практике это примерно означает улучшение беговых характеристик от 2% до 3%.
Обувь удовлетворила это требование. За годы, прошедшие с момента появления Vaporfly в 2016 году, результаты 50 лучших марафонцев-мужчин улучшились в среднем примерно на 2%. Для 50 лучших женщин-марафонцев этот показатель был ближе к 2,6%. Считается, что гусеничные шипы Nike значительно повышают экономичность бега и для спортсменов. За этим повышением производительности стоят несколько особенностей обуви. Они включают в себя вес обуви, состав материала, толщину каблука и то, что называется «жесткостью на продольный изгиб», что, проще говоря, показывает, насколько гибка обувь от пятки до носка.
Фото: https://www.spektrum.de/
Включение пластины из углеродного волокна, идущей от пятки до носка в пенопластовой подошве Vaporfly, стало нововведением, которое стало новостью. Эти пластины на самом деле не являются новой концепцией, но их особая форма ложки приписывается последнему повышению производительности. Это вызывает «качели» – эффект, который помогает возвращению энергии бегуну каждый раз, когда его нога ступает на землю. В Vaporfly также используется пена PEBA, которая накапливает гораздо больше энергии от ударов ног и возвращает больше энергии бегуну, чем материалы TPU и EVA, которые традиционно используются в кроссовках. Пена PEBA также легче: Vaporfly весит примерно на 50 г меньше, чем предыдущие модели.
Наконец, толщина пятки обуви до 40 мм примерно на 10 мм толще, чем у других гоночных кроссовок. Частично это сделано для того, чтобы приспособить другие технологии в обуви, а частично – для увеличения длины ног пользователя, что способствует экономии энергии. Вышеупомянутые особенности, вероятно, легли в основу и для новых гусеничных шипов Nike.
Новая обувь Nike – не единственное технологическое и научно обоснованное решение, дающее «незначительную выгоду» миру бега на выносливость. Когда Элиуд Кипчоге преодолел двухчасовой барьер марафона в неофициальной гонке в 2019 году, побив свой собственный мировой рекорд – 2:01:39, он был одет в суперобувь. Но все остальное – его гоночная форма, дизайн трассы, его темп и стратегии тренировок – все это было тщательно исследовано и оптимизировано с научной точки зрения.
Точно так же продвинутая обувь, безусловно, помогает легкоатлетам бегать быстрее. Но другие инновационные инструменты, такие как технология кардиостимуляции световой волной, использовавшаяся во время мировых рекордов на 5000 и 10000 метров в 2020 году, также могут способствовать увеличению их скорости.
World Athletics, руководящий орган, отвечающий за бег на выносливость, выпустил обновленное руководство по обуви в августе 2020 года, разрешающее толщину пятки до 40 мм в дорожных кроссовках и 25 мм в шипах для бега на длинные дистанции. Многие призывали к дальнейшим ограничениям.
Фото: https://btlbanket.ru/
Есть параллели с другими видами спорта. Появление в 2008 году спроектированных НАСА купальных костюмов для соревнований по плаванию привело к установлению мировых рекордов, которые были сброшены в том же году. Полнотелые купальники были быстро запрещены, хотя в современных купальниках технология продолжает жить в упрощенной форме.
Технологическая гонка в суперкроссовках в ближайшем будущем неизбежно перекинется на спринтерские дистанции. Новые технологии откроют новую когорту мировых рекордсменов. В процессе перекалибровки таблицы лидеров больше внимания следует уделять результатам, а не времени. В конце концов, независимо от технологии, это титулы, которые превосходят поколения, а медали длятся дольше, чем раз.
#Кроссовки #Легкая атлетика #Обувь #Рекорды #Технологии
Обсудим?
Смотрите также: