Создать аккаунт
Главные новости » Эксклюзив » Коронавирус и цифровой контроль: qr-коды для граждан и запрет на выход
Эксклюзив

Коронавирус и цифровой контроль: qr-коды для граждан и запрет на выход

383
Коронавирус и цифровой контроль: qr-коды для граждан и запрет на выход


Ситуация с распространением коронавируса в мире продолжает ухудшаться, и в этих условиях правительства и иные органы власти государств как под копирку вводят ограничительные меры для населения. При этом не имеет решающего значения, сколько граждан имеют подтвержденный диагноз COVID-19 – 1534 (как в России на утро 30 марта, по официальным данным Роспотребнадзора) или, например, 19784 (как в Великобритании).


В воскресенье 29 марта мэр Москвы Сергей Собянин издал указ о принудительной всеобщей самоизоляции москвичей, затем к нему присоединились власти Московской и Мурманской областей. Если посмотреть на опыт Европы и США, можно предположить, что количество заболевших в РФ и далее будет увеличиваться – угроза эпидемии существует (хотя на данный момент официальные цифры не позволяют говорить именно об эпидемии коронавируса в России). Поэтому власти и вводят режим повышенной готовности (это еще не объявление ЧС). Но мы сейчас предлагаем посмотреть на развитие событий с правовой точки зрения, а также под тем ракурсом, который был задан в нашем материале «Коронавирус как идеальное оружие глобалистов».

В сфере ограничения прав населения с помощью внедрения тотального электронного контроля сейчас творится много интересного – фактически на наших глазах происходит та самая цифровая революция, которой грезят форсайтщики-глобалисты. Вот например, «Вести» сообщают, что утром 26 марта около 63 тыс. пенсионеров пытались проехать в московском метро по заблокированным накануне социальным картам. Блокировка соцкарт для льготников (студентов и пенсионеров) – это ограничительная мера столичных властей на период карантина, одна из составляющих «режима повышенной готовности», который ввел Собянин на территории Москвы еще 5 марта. При этом те же льготники свободно могли покупать разовые билеты, карту «Тройка» и ехать куда угодно. По сути, им просто закрыли льготы (сообщается, что временно) в качестве меры стимуляции к невыходу из дома и таким образом были умалены их законные права в сторону полной отмены (пусть временной) на бесплатный проезд, что нарушает п.2 ст. 55 Конституции. Кроме того, согласно п.3 той же ст.55, права и свободы человека могут быть ограничены отдельным ФЗ и только в той мере, в какой это необходимо «в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
Можно конечно сказать здесь, что социальные права являются не абсолютной, дискуссионной категорией, что «обстановка сегодня экстренная, а потому нужны экстренные меры и проч». Да, можете считать, что это наше оценочное суждение, но в нынешней ситуации вопросы с нарушением законных прав граждан возникают повсеместно. Еще один пример – решение мэра Липецка Евгении Уваркиной «в целях уменьшения заболеваемости» с 3 апреля запретить оплату проезда в общественном транспорте наличными деньгами, так как такой способ расчетов, по мнению главы города – самый быстрый вариант распространения инфекции. При этом она поручила активизировать продажу транспортных карт, через которые, надо полагать, вирус не передается. Ну а также – через поручни и ручки транспорта, и собственно, через контакт пассажиров, которые в автобусах и маршрутках никак не могут выдержать рекомендуемую дистанцию в 1,5-2 метра.

Еще один занимательный инструмент контроля – поручение Правительства РФ от 23 марта 2020 г., в рамках которого Минкомсвязи уже с 27 марта должно ввести в эксплуатацию систему отслеживания нахождения граждан, заразившихся коронавирусом, а также всех, кто с ними контактировал. Системе будет организована по следующим принципам:

- работа на основании сведений сотовых операторов о геолокации сотового телефона конкретного лица;

- главные объекты отслеживания – это больные новым коронавирусом,

- система отслеживания будет «знать», где находится такой пациент (если у него имеется включенный мобильный телефон),

- система будет также «знать», где, когда и с каким еще владельцем сим-карты/телефона контактирует пациент,

- все, с кем произошел контакт, получат от системы уведомление о том, что они повстречались с носителем 2019-nCoV и поэтому им необходимо самоизолироваться,
- информация о контакте поступит также в оперативный штаб региона.

Как отмечает известный правовой портал garant.ru, «согласно ч. 3 ст. 55 Конституции, права и свободы человека и гражданина, в частности, право на тайну частной жизни, могут быть ограничены только федеральным законом, но не актом Правительства РФ». Однако, как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на пресс-секретаря Президента России Дмитрия Пескова, в Кремле считают, что поручение правительства создать систему отслеживания местонахождения граждан, находящихся в контакте с больными коронавирусом, не идет вразрез с соблюдением прав граждан РФ.

И наконец, разберем вчерашнее решение Собянина о принудительной самоизоляции москвичей. Очевидно, указы властей Московской и Мурманской областей списаны с него как под копирку. С 30 марта в этих регионах вводится режим обязательной самоизоляции (подробнее – см., например, здесь ). Гражданам можно выходить на улицу из домов и квартир только в случаях обращения за экстренной медицинской помощью или иной прямой угрозы жизни и здоровью. Кроме того, местным жителям, которые обязаны появляться на рабочем месте, можно ездить на работу. Разрешено совершать покупки в ближайшем работающем магазине или аптеке, выгуливать домашних животных на расстоянии, не превышающем сто метров от места проживания, а также выносить мусор.

Также Собянин анонсировал еще одну весьма интересную инновацию: вскоре выходить на улицу можно будет только при наличии специального пропуска, который будет выдаваться жителям столицы в порядке, установленном правительством Москвы.

«В течение ближайшей недели будет развернута умная система контроля соблюдения домашнего режима и установленных правил перемещения граждан. Постепенно, но неуклонно мы будем ужесточать необходимый в этой ситуации контроль», – довольно зловеще сообщил Собянин.

Источник либерального медиаресурса «Медуза», близкий к московскому оперативному штабу по борьбе с коронавирусом, сообщает, что «умная система контроля», о которой говорит Собянин, подразумевает, что каждый житель должен будет зарегистрироваться на официальном сайте мэра Москвы и заявить, где он сейчас фактически живет (прописка учитываться не будет). После этого каждому жителю выдадут QR-код – эти коды и будут теми пропусками для выхода из дома, о которых в своем обращении сказал Собянин. Их нужно будет предъявлять полиции по требованию.

Все эти новые ограничения власти Москвы вводят в рамках того же режима повышенной готовности, объявленного 5 марта. Причем отношение к ним у представителей различных ветвей власти разнится. Так, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрей Клишас заявил:

«В соответствии со статьей 55 Конституции ограничения прав и свобод граждан возможны только в силу федерального закона и в конституционно значимых целях, а значит, введение таких ограничений – исключительная компетенция Федерального собрания и президента».

Премьер-министр Михаил Мишустин, напротив, полностью одобрил собянинские меры, ужесточил штрафы за нарушение карантина и предложил распространить столичный опыт на всю страну. Пресс-секретарь Президента Дмитрий Песков также поддержал Собянина, добавив, что «Это далеко не жесткие меры, но это меры в интересах москвичей».

Если оценивать ситуацию с точки зрения правового поля, то, как разъяснял ТАСС еще 5 марта, режимы функционирования органов госуправления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЧС) прописаны в законе «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Этот документ был подписан президентом РФ Борисом Ельциным 21 декабря 1994 года.

Пункт 6 статьи 4.1 этого закона предусматривает три подобных режима:

- повседневный режим (при отсутствии угрозы возникновения чрезвычайной ситуации);

- режим повышенной готовности (если такая угроза существует);

Согласно пункту 10 той же статьи, при режиме повышенной готовности власти могут:

- ограничивать доступ людей и транспортных средств на территорию, на которой существует угроза возникновения ЧС;

- приостанавливать деятельность организаций, если существует угроза безопасности жизнедеятельности их работников и иных граждан;

- осуществлять иные меры, не ограничивающие прав и свобод человека и гражданина, создание необходимых условий для предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ее негативного воздействия.

Также органы власти устанавливают порядок использования различных резервов на случай возникновения ЧС, в том числе транспортных средств и средств оповещения.

ТАСС поясняет, что

«режим повышенной готовности, как и режим ЧС, вводится и отменяется указами органов исполнительной власти субъектов Федерации или местными властями. В Москве режим ЧС и повышенной готовности в современной истории еще ни разу не вводился. Однако для других регионов это достаточно распространенная практика из-за паводков, весеннего пала травы, лесных пожаров и других стихийных бедствий».
То есть если считать всю Москву «территорией, на которой существует угроза возникновения ЧС», то власти Москвы в рамках режима повышенной готовности вправе вводить ограничения по доступу на нее людей и транспортных средств. При этом заметим, что въезд в Москву и выезд из нее Собянин пока не запрещал, равно как и разрешено передвижение по городу на частном транспорте.

А вот как комментирует указ мэрии Москвы юрист либеральной конторы «Агора» Леонид Соловьев:

«Нельзя обязать граждан находиться дома и не выходить на улицу, запретить им свободу передвижения — неотъемлемое конституционное право, в обход законом предусмотренных процедур. Запретить гражданам передвигаться возможно только после введения режима чрезвычайного положения. Только указ президента, подтвержденный Советом Федерации, может ввести режим чрезвычайного положения. После этого карантинные меры могут быть распространены на всех. Но в данном случае этого сделано не было, и мэр, будучи высшим должностным лицом города, обходит все процедуры и занимается тем, что якобы обязывает людей соблюдать этот режим. Правовая природа этого указа — это призыв, это не обязывание», – считает Соловьев, назвав меры Собянина «репетицией режима ЧП».

Получается, что юрист «Агоры» в данном случае полностью солидаризуется с сенатором Клишасом. Хотя, повторимся, в профильном федеральном законе предусмотрена возможность введения локального режима повышенной готовности и ЧС (муниципальными и региональными властями) – с соответствующими ограничениями на передвижение. Но вот что точно заслуживает внимания в контексте новых ограничительных мер властей, так это комментарий «Агоры» по поводу персональной идентификации граждан по QR-коду:

«QR-коды имеют какой-то легальный статус?

QR-код (Quick Response Code) представляет собой машиночитаемый набор данных. При этом максимальный объем информации в этом коде ограничен примерно 4 000 символов латиницей либо до 2 900 символов на русском языке.

Нет никаких сведений о готовности сайта мэра Москвы к поддержанию такого ресурса — ни технической, ни со стороны обеспечения безопасности.

Можно предположить, что QR-код будет содержать:

— либо оффлайн информацию, которая дублирует удостоверение личности (с регистрацией). Подобный вариант представляется нецелесообразным в условиях наличия бумажных документов. Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена возможность удостоверения личности и места регистрации физического лица по QR-коду;

— либо ссылку для доступа проверяющего лица к нужной записи в базе данных московского экстренного штаба.

Чего ожидать от «умной системы контроля»?

1) Во-первых, получения при регистрации в базе данных на сайте мэра Москвы добровольного согласия на сбор, обработку, хранение и неограниченную передачу персональных данных всех зарегистрировавшихся путем проставления галочки в чекбоксе.

2) Во-вторых, формирования независимой (пока) от МВД базы данных мест проживания всех жителей столицы.

3) В-третьих, точного подсчета москвичей (включая временно проживающих).

4) В-четвертых, доступа почти неограниченного круга лиц (сотрудников штаба, технических специалистов, любого сотрудника полиции со сканером QR-кодов) ко всем этим персональным данным.

Какие опасности сопутствуют внедрению этой системы?

1) Любой новый программный продукт содержит ошибки. Предельно высокая скорость разработки повышает вероятность ошибок на порядок. Участие в разработке государственных служащих, не имеющих прямой финансовой заинтересованности в результате, также не идет на пользу качеству любого проекта.

То обстоятельство, что в чрезвычайной обстановке регистрацию должны будут пройти разом несколько десятков миллионов людей, также не добавляет стабильности этой системе.

Таким образом, любая попытка использовать эту базу данных в целях привлечения гражданина к какой-либо ответственности (в условиях независимого и беспристрастного суда, всерьез учитывающего значение презумпции невиновности) будет разбиваться о заключение приглашенного защитой технического специалиста, который подтвердит, что невозможно исключить вероятность ошибки сырого программного продукта.

2) В настоящий момент отсутствует четкое определение, какой набор данных хочет получить оперативный штаб, каким образом будет (и будет ли вообще) обеспечена общественная прозрачность обработки, хранения и уничтожения этих данных во избежание злоупотреблений. Нет сведений о том, что доступ к данным будет как-то ограничен и предоставлен только уполномоченным специалистам в области географической эпидемиологии, защиты данных и анализа данных.
3) Возможна массовая утечка актуальных персональных данных, в том числе — формирование и передача реестров арендодателей, сдающих более одной квартиры не только налоговым органам, но и злоумышленникам.

4) Вызывает серьезную обеспокоенность тот факт, что сбор и обработка персональных данных в таком режиме может стать нормальной практикой и после завершения эпидемии.

5) Нет ясности, что будет с гражданами, у которых отсутствует доступ к интернету, нет надлежащей квалификации или физической возможности зарегистрироваться на портале».

Также не будет лишним заметить, что, согласно ст. 56 нашей Конституции, право человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, а также на недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия гарантируются каждому даже в случае введения ЧС по всей стране. Еще одна вероятная причина не введения ЧС по всей стране на сегодня, как отмечают многие пользователи рунета в комментариях – обязательства государства в этом случае оплачивать все расходы граждан по ЖКХ за данный период. Впрочем, еще не вечер.

В одном можно пока, к сожалению, согласиться с нашими идеологическими противниками – либералами: все происходящее выглядит как подтоговка к еще более жестким мерам учета и контроля населения со стороны власти. Причем сроки окончания применения этих мер на данный момент не указываются.

В заключение добавим, что в истории с противостоянием коронавирусу тревожит удивительная синхронность жестких «антикарантинных» мер, ограничивающих общепризнанные права и свободы граждан, а также громкие заявления известных на международном уровне персонажей. Так, экс-премьер-министр Великобритании Гордон Браун на прошлой неделе призвал мировых лидеров создать временную форму глобального правительства для борьбы как с медицинским, так и с экономическим кризисом, вызванным пандемией вируса Covid-19.

«Это не та проблема, которую страны могут решить в одиночку. Необходимые скоординированные глобальные ответные меры. Это, прежде всего, медицинская чрезвычайная ситуация, и для ее решения необходимы совместные действия. Но чем больше вы вмешиваетесь в ситуацию, чтобы справиться с медицинской чрезвычайной ситуацией, тем больше вы ставите под угрозу экономику.

Нам нужен какой-то функционирующий исполнительный орган. Если бы я снова отвечал за решение данной задачи, я бы расширил «Большую двадцатку», потому что в нынешних условиях необходимо прислушиваться к мнению стран, которые больше всего затронуты кризисом, стран, которые вносят свой вклад в его разрешение, и стран, где есть проблема потенциально может затронуть огромное количество людей - например, в Африке», – цитирует Брауна британское издание The Guardian.

Как видим, вся глобальная «элита» и слуги «хозяев денег» развили безумную активность в связи с объявленной ВОЗ пандемией и уже перестали скрывать свои истинные планы. Будем надеяться, что для наших властей приоритетом всегда останется защита жизни и здоровья граждан, а также национальной безопасности и безусловного суверенитета.
0 комментариев
Обсудим?
Смотрите также:
Продолжая просматривать сайт fact-news.ru вы принимаете политику конфидициальности.
ОК