Суперобувь: новая технологическая гонка в легкой атлетике

Суперобувь: новая технологическая гонка в легкой атлетике
В 1960-х годах, когда традиционные беговые дорожки из золы были заменены губчатыми синтетическими покрытиями, бег на выносливость произвел революцию. Бегуны на длинные дистанции начали показывать гораздо более быстрые результаты на синтетических трассах, побив при этом несколько мировых рекордов.

Сегодня происходит еще одна революция: разработка так называемых «суперкроссов», которые приводят к очередному скачку рекордов в беге на выносливость. Новая технология обуви была представлена ​​в шоссейном беге в 2016 году и в беге на треке в 2019 году, и с тех пор были побиты практически все мировые рекорды в беге на выносливость, от 5000 м до марафона. Это разделило мнение в мире легкой атлетики: некоторые утверждают, что обувь несправедлива, в то время как другие утверждают, что они похожи на синтетические беговые дорожки: неизбежный технологический скачок для бегунов на выносливость, на котором можно заработать.

Фото: https://www.irishtimes.com/

Исследования спортивной биомеханики помогают точно объяснить, что происходит внутри этих кроссовок. Хотя суперобувь явно бьет старые рекорды – некоторые из которых стояли десятилетиями – эту технологию следует просто рассматривать как еще одну запись в длинном списке спортивных инноваций, повышающих производительность.

В олимпийском марафоне 2016 года все трое мужчин-призеров поднялись на подиум в одинаковых кроссовках. Они были прототипом Nike, позже выпущенным под названием «Nike Vaporfly 4%», который сейчас почти повсеместно используется элитными бегунами. Затем, в 2019 году, аналогичная технология суперобувь стала популярной в легкой атлетике. Множество спонсируемых Nike спортсменов, одетых в прототипы беговых шипов Nike, начали бежать удивительно быстро.

Повышение производительности, обеспечиваемое обоими типами суперкроссов – тренажером и гусеничным шипом – достигается за счет повышения экономичности бега спортсменов, что означает снижение энергетических затрат при беге с заданной скоростью. Оригинальные кроссовки Vaporfly улучшили экономичность бега хорошо подготовленных бегунов примерно на 4% по сравнению с контрольными марафонскими кроссовками – отсюда и прозвище 4%. На практике это примерно означает улучшение беговых характеристик от 2% до 3%.

Обувь удовлетворила это требование. За годы, прошедшие с момента появления Vaporfly в 2016 году, результаты 50 лучших марафонцев-мужчин улучшились в среднем примерно на 2%. Для 50 лучших женщин-марафонцев этот показатель был ближе к 2,6%. Считается, что гусеничные шипы Nike значительно повышают экономичность бега и для спортсменов. За этим повышением производительности стоят несколько особенностей обуви. Они включают в себя вес обуви, состав материала, толщину каблука и то, что называется «жесткостью на продольный изгиб», что, проще говоря, показывает, насколько гибка обувь от пятки до носка.
Суперобувь: новая технологическая гонка в легкой атлетике
Фото: https://www.spektrum.de/

Включение пластины из углеродного волокна, идущей от пятки до носка в пенопластовой подошве Vaporfly, стало нововведением, которое стало новостью. Эти пластины на самом деле не являются новой концепцией, но их особая форма ложки приписывается последнему повышению производительности. Это вызывает «качели» – эффект, который помогает возвращению энергии бегуну каждый раз, когда его нога ступает на землю. В Vaporfly также используется пена PEBA, которая накапливает гораздо больше энергии от ударов ног и возвращает больше энергии бегуну, чем материалы TPU и EVA, которые традиционно используются в кроссовках. Пена PEBA также легче: Vaporfly весит примерно на 50 г меньше, чем предыдущие модели.

Наконец, толщина пятки обуви до 40 мм примерно на 10 мм толще, чем у других гоночных кроссовок. Частично это сделано для того, чтобы приспособить другие технологии в обуви, а частично – для увеличения длины ног пользователя, что способствует экономии энергии. Вышеупомянутые особенности, вероятно, легли в основу и для новых гусеничных шипов Nike.

Новая обувь Nike – не единственное технологическое и научно обоснованное решение, дающее «незначительную выгоду» миру бега на выносливость. Когда Элиуд Кипчоге преодолел двухчасовой барьер марафона в неофициальной гонке в 2019 году, побив свой собственный мировой рекорд – 2:01:39, он был одет в суперобувь. Но все остальное – его гоночная форма, дизайн трассы, его темп и стратегии тренировок – все это было тщательно исследовано и оптимизировано с научной точки зрения.

Точно так же продвинутая обувь, безусловно, помогает легкоатлетам бегать быстрее. Но другие инновационные инструменты, такие как технология кардиостимуляции световой волной, использовавшаяся во время мировых рекордов на 5000 и 10000 метров в 2020 году, также могут способствовать увеличению их скорости.

World Athletics, руководящий орган, отвечающий за бег на выносливость, выпустил обновленное руководство по обуви в августе 2020 года, разрешающее толщину пятки до 40 мм в дорожных кроссовках и 25 мм в шипах для бега на длинные дистанции. Многие призывали к дальнейшим ограничениям.
Суперобувь: новая технологическая гонка в легкой атлетике
Фото: https://btlbanket.ru/

Есть параллели с другими видами спорта. Появление в 2008 году спроектированных НАСА купальных костюмов для соревнований по плаванию привело к установлению мировых рекордов, которые были сброшены в том же году. Полнотелые купальники были быстро запрещены, хотя в современных купальниках технология продолжает жить в упрощенной форме.

Технологическая гонка в суперкроссовках в ближайшем будущем неизбежно перекинется на спринтерские дистанции. Новые технологии откроют новую когорту мировых рекордсменов. В процессе перекалибровки таблицы лидеров больше внимания следует уделять результатам, а не времени. В конце концов, независимо от технологии, это титулы, которые превосходят поколения, а медали длятся дольше, чем раз.
#Кроссовки #Легкая атлетика #Обувь #Рекорды #Технологии
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: