Выступление Леди Гаги на VMA – часть давней международной традиции выступлений в масках
Прикрытие рта Гаги, возможно, вдохновленное дыхательным аппаратом Дарта Вейдера или злодея Бэтмена Бэйна, имело анимированную длину волны. Пиксельные колебания маски казались подходящей антиутопией для выступления, в котором участвовало пианино, заключенное в красно-коричневый, похожий на мозг панцирь. Напротив, маска Гранде выглядела скорее запоздалой мыслью, состоящей из небольшого прямоугольника эластичной черной ткани.
Фото: https://theconversation.com/
В условиях пандемии маскировка для лица на сцене может показаться очевидной и даже скучной. Большинство правительств мира сделали ношение масок обязательным на публике. И все же причина такого выбора костюма, вероятно, не была однозначной. Во всем мире существует давняя традиция ношения масок на живых выступлениях, что делает COVID-19 скорее катализатором, чем причиной при выборе одежды Гагой и Гранде.
Спектакли в масках на маленьком экране
Перед пандемией по обе стороны Атлантики «Певец в маске» призвал телезрителей определить исполнителей известных песен. Концепция, в которой тела артистов полностью скрыты под яркими и немного пугающими костюмами, была адаптирована из южнокорейского телешоу King of Masked Singer, которое стартовало в 2015 году.
Это глобальное межкультурное увлечение масками в современных певческих выступлениях, не говоря уже об их повсеместном распространении на модных подиумах, предлагает более убедительную основу для платьев VMA Гаги и Гранде. В этих замаскированных перформансах есть парадокс: даже несмотря на то, что условная идентичность артиста скрыта, они часто более выразительны и увлекательны, чем перформансы, в которых артистов можно четко узнать.
Кажется уместным, что сегодняшние формы музыкального исполнения в масках черпают вдохновение из азиатских моделей. Некоторые из старейших традиций живых выступлений, связанных с «ношением лица и головы», восходят к Китаю и Японии. Китайский Бянь Лянь, «смена лица», это высококвалифицированная, скрытная форма актерского мастерства в рамках сычуаньской оперы, которая использует закрытие лица для направления повествования. Маски персонажей быстро меняются ловкими движениями руки, сигнализирующими о колебаниях настроения.
Фото: http://i1.ytimg.com/
Точно так же в японских постановках Но используется более 400 видов деревянных масок для лица, чтобы обозначить социальное положение персонажа и изменение эмоционального состояния. Это можно перевести как «умение» – термин, выражающий очень дисциплинированную природу этого глубоко выразительного средства массовой информации. Азиатские традиции музыкального исполнения в масках постепенно стали известны на Западе благодаря выступлениям в фильме «У Америки есть талант» и фильме Тянь-Минг У «Король масок».
Европейские традиции маскировки
В континентальной Европе также есть свои костюмированные обычаи. Так, итальянская Commedia dell 'Arte и ее французское происхождение, Comédie Française, были, по сути, импровизированными сценками, в которых сочетались музыка, ношение масок и стандартные персонажи. Самые популярные персонажи – Арлекин и Пьеро. Этот дуэт в масках, участвовавший в нескончаемой дуэли из-за любви к прекрасной Коломбине, стал широко популярен в Европе в 20 веке. Современные художники, в том числе Поль Сезанн и Пабло Пикассо, стали этими персонажами в автопортретах или использовали свое платье и реквизит для создания портретов членов семьи.
Еще раньше, в 17 веке, стал популярным маскарад королевского двора. Аллегорическая драма, включающая музыку и хореографию танцев в масках, достигла своего пика в Англии при напряженном сотрудничестве поэта Бена Джонсона и архитектора Иниго Джонса. Джонсон и Джонс использовали маскировку и музыку, чтобы поддержать институт монархии Стюартов, создавая сюжеты, подчеркивающие необходимость санкционированного Богом королевства.
По мере того как политический и культурный авторитет Европы распространился по всему миру, особенно в 19 веке, то же самое произошло и с ее традициями замаскированного музыкального исполнения. С 1957 года в ознаменование независимости от британского правления в Гане проводится фестиваль маскарадных костюмов Winneba, который проводится каждый год 1 января и включает в себя конкурсы танцев в масках. Художник Хаким Адам, объединяющий ганские формы живого исполнения и костюмированные традиции голландцев и британцев, предполагает, что фестиваль «является живым музеем – он напоминает нам о прошлом, а также способствует разговору об условиях настоящего».
Фото: https://kuban24.tv/
Если эти примеры показывают, что выступления в масках развлекают – в основном из-за их мастерства и неожиданности – они также объясняют их повсеместность и глубокий культурный резонанс. Анонимные исполнители используют несколько органов чувств – зрение, звук, осязание – для создания «полного произведения искусства» (gesamtkunstwerk), стирающего границу между реальностью и небытием. Эта уникальная неоднозначная форма перформанса позволяет публике проецировать свои мысли – индивидуальные и коллективные – на артистов, которые по сути становятся аватарами и действуют как психологическая мазь. Они могут способствовать одновременному исследованию надежд и опасений зрителей по поводу глобальной пандемии в случае Леди Гаги и Арианы Гранде, национальной идентичности и социальных ролей. Размышляя о своем сотрудничестве с Арианой Гранде, Леди Гага объяснила:
«Мы создаем вещи, в которых нам комфортно. Расставляем их повсюду. Я делаю это все время. Мы все делаем что-то, чтобы чувствовать себя в безопасности. И я всегда бросаю вызов художникам, когда работаю с ними».
Выявляя провокацию, вызванную закрытием лица, Гага связывает – пусть и непреднамеренно – с давней и всемирной традицией перформанса, которая признает потенциал масок возбуждать и исследовать современные социальные проблемы.
#Выступление #Леди Гага #Маска для лица #Перформанс #Традиция #Церемония
Обсудим?
Смотрите также: