Американское замешательство: в 1999 году сбит первый F-117 Nighthawk над Белградом
Первый прототип самолета, который был буквально невидим для радаров благодаря технологии Stealth, взлетел в Lockheed 18 июня 1981 года, а в 1983 году ВВС США приняли первый серийный F-117 Nighthawk (night hawk) на вооружение. Это была очень необычная квадратная машина с одним пилотом. Она развивала скорость 993 км/ч и, по мнению американских экспертов, не должна была быть обнаружена ни одним советским радаром того времени. Эту новинку 37-е тактическое крыло включило в свой арсенал, который впервые был развернут с новым вооружением во время единственного воздушного налета во время вторжения в Панаму в 1989 году. Невидимые «ястребы» участвовали в гораздо более интенсивных боях во время операции «Буря в пустыне» в январе 1991 года, проведя более 1300 боевых вылетов и нанося удары по наиболее опасным целям, защищенным мощной ПВО.
Фото: https://www.sandboxx.us/
Они действовали как любители
Подполковник Даррелл Зелко также выполнил несколько полетов над Ираком в кабине F-117. Спустя восемь лет он все еще находился в строю, а ранним вечером 27 марта 1999 года принял участие в рейде на Белград во время операции «Союзная сила». Однако у югославов была хорошая защита; их города также защищал 3-й батальон 250-й ракетной бригады ПВО под командованием полковника Золтана Дани. Его подразделение было вооружено советской ракетой класса «земля-воздух» 125-Нева / Печора, известной в коде НАТО как SA-3 Goa. Полковник Дэни позже писал:
«Американцы думали, что раздавят нас без сопротивления. Иногда они действовали как любители. Я лично перехватывал разговоры пилотов-бомбардировщиков с самолетов-разведчиков ДРЛО. Я знал их маршруты и планы бомбардировок».
Но его подразделение находилось под постоянным «наблюдением» американской электронной разведки, поэтому оно могло включить радары только на несколько секунд. В противном случае нанесет удар вражеский самолет. Сообщается также, что Дани снимал радары со списанных истребителей МиГ и время от времени включал их, чтобы сбить с толку противника. Благодаря этим приманкам и постоянному движению его подразделение не потеряло ни одной батареи, хотя самолеты НАТО выпустили по кампании 23 ракеты HARM.
Фото: https://www.goodfon.ru/
Рейд на Белград
Командир был уверен, что они могут обнаружить F-117:
«Однометровые радары могут регистрировать самолет-невидимку быстрее, поэтому мы смогли вовремя обнаружить его, как только он пролетел в нашем диапазоне. Когда он приблизился на 15 километров, я приказал стрелку Сенаду Муминовичу нажать кнопку, и ракета начала стартовать».
Даррелл Зелко в то время только что открыл бомбоотсек. Он приближался к своей цели, на которую он хотел сбросить две бомбы с лазерным наведением GBU-12 Paveway II. Однако это увеличивало радарное отражение его машины, чего, вероятно, было достаточно для югославских операторов. Тяжелые моменты ждали пилота в кабине черного замаскированного самолета:
«Я видел, как поднимаются две ракеты, но могут быть и другие. Я смотрел на них визуально с самого начала и подумал, что это плохо. Раньше в меня стреляли много раз, но это был первый раз, когда я действительно испугался. Первая ракета пролетела очень близко, и я был удивлен, что она не взорвалась. Я чувствовал, как самолет раскачивается. Как только она исчезла, я быстро начал искать вторую ракету. Когда я увидел ее, я подумал, что эта меня достанет».
Он не ошибся, и огромный шестиметровый выстрел попал в цель. Зелко не справился с сильно поврежденной машиной, она начала разворачиваться и падать на землю.
Фото: https://deswal.ru/
Реверберации действия
Командир сербской зенитной батареи полковник Золтан Дани позже вспоминал следующие события:
«Конечно, мы поздравляли друг друга, но это все. Ощущение было таким же приятным, как забить гол в очень важном матче. Но утром пришел офицер из высшего командования и спросил, знаем ли мы вообще, что сбили. Я сказал, что понятия не имею, какова была цель. А потом он сказал нам, что это был невидимый F-117».
Сбитый самый современный F-117 был чрезвычайно жирным укусом для югославской пропаганды. С большим количеством черного юмора по всему миру облетела известная фраза: «Извините, мы не знали, что он невидим». Некоторые источники утверждают, что 30 апреля сербы, возможно, сбили еще один F-117, который потерял кусок хвостовой части. Хотя он смог вернуться на базу, позже он был выведен из эксплуатации.
#ВВС #Невидимка #Самолет #США #Белград #Замешательство
Обсудим?
Смотрите также: