Создать аккаунт
Главные новости » В мире » Артемида: как изменение космической политики США может отодвинуть следующую посадку на Луну
В мире

Харрисон Шмитт и Юджин Сернан стартовали из долины Таурус-Литтроу на Луне в своем лунном модуле Challenger 14 декабря 1972 года. Пять дней спустя они благополучно приводнились в Тихом океане, завершив миссию Аполлона 17 и став последними людьми, посетившими поверхность Луны. Теперь международная программа Artemis, возглавляемая НАСА, направлена ​​на возвращение людей на Луну к 2024 году. Но становится все более вероятным, что эту цель можно будет упустить.

Фото: http://www.ochevidets.ru/

История показывает, насколько уязвимы космические программы, которые требуют многолетнего планирования и разработки с участием нескольких администраций. После Аполлона-17 у НАСА были планы на еще несколько лунных миссий Аполлона, включая возможный пролет Венеры. Но сокращение бюджета в начале 1970-х и изменение приоритетов пилотируемых космических полетов с целью сосредоточить внимание на проекте Skylab предотвратили любые дальнейшие лунные миссии в то время.

Лишь 20 июля 1989 года, в 20-ю годовщину посадки Аполлона-11, президент Буш торжественно открыл Инициативу по исследованию космоса. Это включало строительство космической станции под названием «Свобода», которая позже стала бы Международной космической станцией, целью которой было возвращение людей на Луну и, в конечном итоге, выполнение миссий на Марс с экипажем.

Срок реализации проекта – примерно 30 лет. Первые обратные полеты людей на Луну состоятся в конце 1990-х годов, после чего в начале 2010-х будет создана лунная база. Ориентировочная стоимость всей программы, включая миссии на Марс, составляла 500 миллиардов долларов США на период 20-30 лет. Это была небольшая часть того, что было потрачено на войну в Ираке в 2003 году, но проект, тем не менее, встретил возражение в Сенате, а затем был отменен администрацией Клинтона в 1996 году.

Прошло еще восемь лет, прежде чем в 2004 году президент Дж. Буш, отчасти в ответ на катастрофу космического корабля «Колумбия», объявил об обновленном «Видении исследования космоса». В ответ НАСА запустило программу Constellation, которая должна была контролировать завершение строительства того, что сейчас было Международной космической станцией, а затем списать космический шаттл. Это также будет включать в себя разработку двух новых космических кораблей с экипажем: исследовательского корабля Orion Crew и модуля доступа к поверхности Луны Altair.

Орион, оптимизированный для длительных полетов за пределы низкой околоземной орбиты, должен был быть разработан к 2008 году, первая миссия с экипажем – не позднее 2014 года, а первые космонавты на Луне – к 2020 году. Для поднятия космических кораблей Орион и Альтаир новая серия Пусковые установки будут разработаны под названием «Арес», при этом «Арес V» будет иметь подъемную способность, более похожую на массивные ракеты «Сатурн V» эпохи Аполлона.

Фото: https://www.levinlaw.com/

Президент Обама вступил в должность в 2009 году, а в 2010 году учредил обзор космических полетов США – Комиссию Августина. Было обнаружено, что программа Constellation была неустойчивой при текущих уровнях финансирования НАСА, отставала от графика и что миссия человека на Марс была невозможна с нынешними технологиями. Тем не менее, прототип ракеты Ares I был запущен в успешный испытательный полет из Космического центра Кеннеди 28 октября 2009 года.

Программа Constellation была отменена президентом Обамой в 2010 году. Это был тот же год, когда частная компания SpaceX совершила свой первый полет на ракете Falcon 9. Некоторые из них хвалили космические планы Обамы, в том числе основателя SpaceX Илона Маска, но критиковали другие, в том числе несколько астронавтов Аполлона.

Единственным значительным уцелевшим от Constellation был космический корабль Orion, который был перепрофилирован и переименован в многоцелевой корабль экипажа Orion MPCV. Комиссия Августина рекомендовала США ряд более скромных целей исследования космоса, которые включали полеты Ориона к околоземным астероидам или спутникам Марса, а не к поверхности планеты. Первый и пока единственный испытательный полет Ориона в космос (без космонавтов) состоялся 5 декабря 2014 года.

Будущее Артемиды

В декабре 2017 года президент Дональд Трамп подписал Директиву 1 по космической политике, которая переориентировала НАСА на посадку на Луну к 2024 году. НАСА реализовало программу Artemis в том же году, и она была одобрена новой администрацией Байдена. Впервые за десятилетия новая администрация США продолжила политику пилотируемых полетов в дальний космос по сравнению с предыдущей.

Artemis также является международной программой, в которой Lunar Gateway – международный орбитальный пост на Луне – является важной частью проекта. Международный характер Artemis может сделать программу более устойчивой к изменениям в политике, хотя Lunar Gateway уже отложен.

Официально первый испытательный полет без экипажа Orion на лунную орбиту, Artemis 1, запланирован на конец этого года, а возвращение на лунную поверхность в 2024 году все еще обсуждается. Последствия пандемии и недавние инженерные проблемы с новой и все еще не запущенной системой космического запуска могут отбросить это назад. Кроме того, в 2020 году НАСА запросило 3,2 миллиарда долларов США на затраты на разработку системы высадки человека, критически важного компонента первой миссии по высадке на Луну, Artemis 3. Конгресс утвердил только часть запрошенной суммы, поставив посадку в 2024 году.

Фото: http://integral-russia.ru/

Задержка более чем на год переместит Artemis 3 после окончания первого срока президентства Байдена. Это сделало бы его уязвимым для многих капризов американской политики пилотируемых космических полетов в дальнем космосе, которые мы наблюдали на протяжении большей части эры космических полетов. Напротив, программа НАСА по исследованию Марса, которая началась в 1993 году и цели которой продвигаются в первую очередь учеными, а не политиками, привела к серии очень успешных роботизированных орбитальных аппаратов и посадочных устройств, последней из которых является захватывающая посадка марсохода Perseverance Rover в кратере Джезеро. Несомненно, исследование Марса с помощью роботов имеет меньший политический вес, чем полеты человека, и значительно дешевле – без риска для космонавтов.

Если текущее расписание Артемиды 3 сохранится, то между Сернаном и Шмиттом, покинувшими поверхность Луны в Челленджере и следующими людьми, посетившими Луну в 2024 году, пройдет 52 года.
#Космос #Луна #Посадка #Программа #США